< Вернутся назад

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРАВИЛА ПРИНЦИПЫ

Церковь. По традиционному определению, Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православной верой, законом Божиим, священноначалием и Таинствами.

Но Церковь включает в себя не только живущих ныне людей: есть Церковь земная — ныне существующее сообщество верующих, и Церковь Небесная — вневременное духовное единство Божией Матери, ангелов и святых. Глава Церкви есть Господь Иисус Христос. Сама Церковь именуется также Телом Христовым.

Слово "Церковь" в таком его смысле нельзя путать с установившимся по традиции именованием храма, места богослужения. Во втором случае слово "церковь" пишется со строчной буквы.

Некоторые из членов Церкви еще во время земной жизни своими трудами, добрыми делами, искренней любовью к Богу и к людям получают особую благодать Божию и после телесной смерти удостаиваются особого прославления на Небе (в духовном мире). Их мы именуем святыми; они не только являют образ истинно христианской жизни, но и своими молитвами пред Престолом Божиим испрашивают нам все потребное для спасения души (то есть получения нашей душой благой участи после кончины).

Высшим примером святости является Пресвятая Богородица, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, Которую Церковь в своих богослужебных песнопениях именует «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим  — то есть превосходящей своей святостью даже ангелов.

Храм Божий. Молиться Богу можно в любом месте; но есть особенные места, где молитвы совершать удобнее и где Господь присутствует особым благодатным образом — это храмы Божии, именуемые также церквами. Храм — это освященное здание, в котором собираются верующие для славословия Бога и молитвы Ему. Большие храмы (как правило, центральные храмы крупных городов или монашеских обителей) именуются соборными храмами или просто соборами.

По своему наружному устройству храмы отличаются от обыкновенных зданий. Главный вход в храм всегда располагается с западной стороны, а его самая важная часть — алтарь -  обращается на восток. Такое устроение храмов объясняется тем, что именно с востока вера христианская распространилась по всей вселенной: именно на востоке проходило спасительное служение миру Господа Иисуса Христа.

Не случайно в богослужебных последованиях Христос именуется "Солнцем правды", — а солнце, как известно, восходит (то есть приходит в мир) на востоке.

Храмы завершаются одной или несколькими главами (куполами), увенчанными крестами — для напоминания о том, что спасение наше совершилось страданиями Господа на Кресте. Храмы могут иметь одну главу, три главы (очень редко, такие церковные здания уникальны). Семь или тринадцать (в честь Спасителя и двенадцати апостолов). В своем плане храм может быть продолговатым (напоминая корабль — символ Церкви Божией), крест или круг.

В храмовое здание может включаться (или находиться рядом) колокольня или звонница с колоколами, которые используются для торжественного звона перед богослужением и в отдельные моменты его продолжения.

Место перед входом в храм называется папертью. Внутри храм, как правило, разделяется на три части. Первая часть от входа — притвор. В древние времена истории Церкви здесь стояли оглашенные — то есть готовящиеся принять крещение, а также кающиеся, которые за тяжкие грехи были отлучены от участия в молитвенных Таинствах вместе с другими христианами. Вторая часть храма занимает его середину и предназначена для молящихся. Восточная часть храма, отделенная от средней части иконостасом и предназначенная для нахождения священнослужителей, — алтарь.

Пост. Постные дни и периоды установлены Церковью для упражнения верующих в воздержании; это — существенная помощь для духовной жизни, способствующее подчинению души и тела духу, а через это — Богу.

Пост — это не просто отказ от определенных видов пищи. Нремя поста следует посвятить благочестивым размышлени-нм и молитве. Соблюдение поста именуется также говением.

Крестное знамение. Оно совершается следующим образом. Мы складываем пальцы правой руки: большой, указательный и средний — вместе (щепотью), безымянный и мизинец — согнув вместе, прижимаем к ладони. Три сложенных пальца означают нашу веру в Бога, в Троице поклоняемого, а два пальца — веру в Иисуса Христа как истинного Бога и истинного Человека. Затем кончиками трех сложенных пальцев мы касаемся лба, чтобы освятить наши мысли; живота, чтобы освятить наше тело; правого и левого плеча, чтобы освятить дела наших рук. Таким образом, мы изображаем на самих себе крест.

После этого мы совершаем поклон. Поклоны бывают поясные и земные. Поясной поклон состоит в наклонении верхней части тела вперед после совершения крестного знамения. При земном поклоне верующий становится на колени, наклоняясь, касается лбом пола и затем встает.

Церковные Таинства. Таинствами мы именуем священные действия, через которые тайным образом благодать, спасительная сила Божия, действует на человека. Церковных Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в Миропомазании получает благодать духовно воз-ращающую и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть от грехов; в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств; в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в Елеосвящении врачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных недугов».

Адам и Ева. Первых людей, Адама и Еву, Бог поселил в прекрасном саду, именуемом раем, дав им заповедь послушания — питаться плодами всех райских деревьев, кроме одного — дерева познания добра и зла. Однако, искушенные диаволом, Адам и Ева вкусили запретного плода, и их непослушанием в мир, до этого гармоничный и совершенный, вошел грех. Последствия греха изменили весь миропорядок бытия; гармония мира нарушилась, а изгнанные из рая Адам и Ева узнали нужду и голод, болезни и смерть. Но Милостивый Господь не оставил Свое творение:

Он дал первым людям обетование (обещание), что со временем на земле от Девы чудесным образом родится Спаситель мира, Который очистит людей от греха и тем самым спасет их от вечной смерти.

Это обетование исполнилось с пришествием в мир Господа Иисуса Христа, Бога Сына — второго Лица Святой Троицы.

Троичность. Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: мы исповедуем веру в Единосущную и Нераздельную Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соотношение единства Божия и Его Троичности есть тайна, недоступная пониманию человека. В то же время отцы Церкви для пояснения этой тайны иногда прибегают к аналогиям из материальной жизни: к примеру — единство огня, порождаемого им света и исходящего от него тепла.

Все Лица Пресвятой Троицы имеют равное Божественное достоинство.

Таинство брака. Брак — Таинство, в котором при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз как образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и владейте ею (Быт. 1, 28).

Выйдя в мир на Свое служение роду человеческому, Господь явился со Своей Матерью и учениками на брачный пир в Кане Галилейской. Там Он присутствием Своим освятил этот и все другие брачные союзы.

Водоосвящение, При освящении храма и всех предметов, употребляющихся в богослужении, жилых домов и хозяйственных построек, бытовых предметов и орудий труда используется вода. Христианское сознание именно в воде находит очищающую и животворящую силу. Святитель Кирилл Иерусалимский (живший в IV в.), говоря о причине этого, замечает, что начало мира — вода, и начало Евангелия — Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верху воды (то есть над водою — при сотворении мира). От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, «с того времени*, то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 4, 7).

Церковь отдельно выделяет великое и малое освящение воды.

Великое освящение совершается всего лишь два раза в год — накануне и в самый день праздника Крещения Господня, 18 и 19 января. Вода, освящаемая таким образом, именуется также великой агиасмой и является особой святыней. Верующие, набирая эту воду, используют ее для освящения домов, для пития в небольших количествах натощак. Широко известно (и даже засвидетельствовано в примечании к богослужебному последованию Крещения) свойство великой агиасмы не зацветать плесенью, не загнивать даже при очень долгом стоянии. Это свидетельствует об особом, мистическом соприкосновении и взаимопроникновении вещества воды и силы Божественной благодати. Малое освящение воды можно совершать в любое время.

Последование малого освящения воды обычно соединяется с молебным пением.

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак для пития в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме), кропят свое жилище, домашний скот (конечно, лучше всего, если это совершает священник вместе с особым молитвенным последованием).

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей; поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Приготовление усопшего к погребению. Основные этапы приготовления усопшего к погребению состоят в омовении тела, облачении (одевании) усопшего, положении его во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.

Омовение тела водой прообразует будущее воскресение мертвых и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности.

На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых местностях надевают саван — белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку, а приготовленный гроб предварительно окропляется святой водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно во свидетельство веры в Распятого Христа.

Положение во гроб совершается при чтении и пении мо-литвословий (на практике обычно поется Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас* трижды). На голову усопшего полагается венчик с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи, а тело покрывается покровом. Покровом может служить и обыкновенная белая ткань. В руки покойному влагается икона (традиционно — Спасителя) или Распятие.

Вокруг гроба желательно поставить четыре подсвечника со свечами (по четырем сторонам — у головы, у ног и по бокам), в совокупности изображающие крест.

В православном народе имеется благочестивая и древняя традиция чтения по почившему Псалтыри. Чтение это может совершаться как до погребения, так и в его память после похорон. Читать Псалтырь над гробом усопшего мирянина разрешается любому благочестивому человеку, имеющему такой навык — стоя, и лишь в исключительных случаях — сидя.

Заочное отпевание. В настоящее время широко распространено так называемое заочное отпевание. Суть его — в том, что гроб с телом покойного в храм не привозится, но последование отпевания совершается в храме, заочно читается разрешительная молитва, а предание земле происходит символически (земля крестообразно сыплется на лист бумаги). Затем земля и разрешительная молитва даются родным покойного, которые сами полагают молитву во гроб и предают тело земле перед погребением.

Удобное, на первый взгляд, для некоторых случаев заочное отпевание, тем не менее, не соответствует многовековой церковной практике. Есть ситуации, когда иначе поступить невозможно, однако следует приложить все возможные старания для совершения отпевания в соответствии с православными традициями.

В том случае, если усопший уже похоронен, а отпевание еще не совершалось, следует заказать заочное отпевание, а полученные затем от священника разрешительную молитву и землю закопать в могильный холмик.

Дни поминовения усопшего. Особыми днями поминовения усопшего после его кончины являются третий, девятый и сороковой дни после смерти (при этом сам день кончины считается первым). По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой — мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного суда.

Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. В некоторых случаях отмечают также двадцатый день (как половину сорокадневного периода). Особым днем поминовения является година — дата кончины усопшего, поминаемая ежегодно.

Следует знать, что в дни поминовений усопших надо прежде всего посетить храм, заказать заупокойное поминовение, самому вознести молитву к Богу об упокоении близкого нам человека, по возможности посетить кладбище и лишь затем садиться за поминальный стол. Весьма благочестиво будет приготовить ко дню поминовения кутью, принести ее в храм на поминальный стол и после панихиды или литии (на это время в кутью ставится зажженная свеча) забрать домой для того, чтобы начать с ее вкушения поминальную трапезу.

Ангелы. В самом начале, прежде появления материального мира, Бог сотворил мир духовный (часто именуемый Небом). К миру духовному принадлежат ангелы — бестелесные духовные существа, обладающие разумом и волей и служащие вестниками и исполнителями воли Божией.

По учению Церкви, ангельский мир делится на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы.

Однако часть ангелов отпала от Бога; их глава — верховный ангел — возгордился и пожелал уподобиться Самому Богу. Эти бывшие ангелы, ставшие врагами Божиими и всячески старающиеся принести нам вред, привести к гибели человеческой души, именуются демонами или бесами, а их глава — диаволом, сатаной.

СВЯТЫЕ МЕСТА

Вифлеем

Вифлеем лежит в 18 км к югу от Иерусалима, в низине между холмами.

Центром современного Вифлеема является базилика над местом Рождества Христова. Пещера Рождества, продолговатая, неглубокая, 12 м длины на 4 ширины, является подземным храмом базилики, построенной еще царицей Еленой и завершенной в VI в. императором Юстинианом. Этот храм в Палестине единственный, не претерпевший разрушений на протяжении всех 14 столетий.

Святой Вертеп освещен только лампадами. Место Рождества обозначено серебряной звездой с надписью «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». Направо от звезды три ступени ведут к покрытой мрамором нише — Яслям Христовым.

Назарет

Назарет расположен среди невысоких гор Верхней Галилеи. Население его главным образом арабское; евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин.

В XII в. греками была восстановлена церковь над единственным в городе источником, называемым христианами источником Приснодевы. Древнейшее местное предание приурочивает к месту этого источника первое Благовещение Пресвятой Богородице. Все же прочее, о чем повествуется у евангелиста Луки, произошло позднее, в доме, когда Она вернулась к Себе.

Центральной христианской святыней города является францисканский монастырь над домом Иосифа Обручника и Приснодевы, в котором и произошло евангельское благовестив Пречистой. Монастырь занимает большое пространство в глубине лощины и находится теперь в центре города.

Горница Тайной Вечери

Находится на горе Сион (в евангельские времена располагавшейся внутри стен Иерусалима). Здесь стоял дом, в который были посланы апостолы Петр и Иоанн, чтобы приготовить там пасхальную вечерю. Здесь же собирались верующие после Вознесения Господня, здесь произошло ниспослание Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.

Уже в IV в. на Сионе была воздвинута величественная бани лика, но с начала XIII в., после уничтожения ее мусульмана-мн, она более не возобновлялась. В целости до наших дней сохранилось лишь двухэтажное здание самой горницы. Нижняя часть ее считается евреями местом погребения пророка Давида и служит объектом их религиозного поклонения. Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан — место Тайной Иочери — пустое и безмолвное, сейчас доступно для свободного посещения верующими.

Голгофа

Лобное место, описываемое в Евангелии, возвышалось на Л метра над уровнем земли, и на нынешнюю Голгофу ведет 17 ступеней из притвора при входе, направо от Камня Помазания. 

Это как бы верхний храм, в глубине северной части которого высится Распятие с предстоящими, над открытым притвором на колонках: под Престолом обложено серебром отверстие в природной скале, где был водружен Крест Христов. Вся скала теперь выложена мрамором; трещину в ней можно видеть справа от Престола в полу, два черных круга, на котором отмечены места крестов двух разбойников.

Гора Фавор

Священная гора Фавор представляет собой отдельно стоящий зеленеющий холм высотой 588 м. Святая царица Елена в IV в. воздвигла на вершине горы базилику в честь Преображения и трехпрестольный храм во имя трех Апостолов. В 570 г. здесь можно было увидеть уже три храма, однако в конце XII в. все христианские сооружения на Фаворе разрушили сарацины.

Начиная с 1859 г. архимандрит Иринарх, при активной поддержке Русской Духовной миссии в Иерусалиме, приступил к строительству на горе Фавор православного храма. Постройка завершилась в 1862 г. (сам старец Иринарх скончался за три года до этого). Колокольня образованного здесь монастыря воздвигнута на пожертвования русской благотворительницы.


Иордан


От Иерихона на восток дорога ведет к находящейся в четырех километрах от него реке Иордан, которая освящена Крещением в ней Спасителя мира. В ветхозаветные времена на этой реке проявлялись чудеса Божией силы: евреи перешли ее посуху при возвращении в Землю обетованную.

Место Крещения Спасителя с давних пор указывается на западном берегу, который здесь более отлогий; тут имеется спуск к лодке, с которой в Крещенский сочельник духовенство освящает всю реку перед праздником Богоявления. По берегу поставлен навес, под которым начинается служба, завершающаяся водосвятием.

В данное время место Крещения Христа недоступно для паломников. Погружение крещаемых в Иордан происходит в Галилее у выхода святой реки из Генисаретского озера.

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Рождество Христово (празднуется 7 января). Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме. В то время римский император Август, под властью которого находилась Иудея, объявил перепись всего народа: каждый должен был записаться в том месте, откуда был родом. Поэтому праведный Иосиф, с которым была обручена Пречистая Дева, отправился с ней в Вифлеем — город Давидов (так как сам Иосиф Обручник принадлежал к роду святого царя и пророка Давида).

В Вифлееме дня них не нашлось свободного места в гостинице; поэтому празедному Иосифу и Пресвятой Деве пришлось искать себе приют за городом — в пещере, куда загоняют скот.

Именно там, в скромной, убогой обстановке, в ночной тиши совершилось дивное чудо, превосходящее законы человеческого естества, — Рождение Божественного Младенца.

Первыми о совершившемся узнали пастухи, охранявшие свой скот недалеко от пещеры. Извещенные ангелом, они поспешили к месту чуда и поклонились воплотившемуся Богу. Вслед за ними к месту Рождества Христова пришли волхвы — восточные мудрецы, узнавшие о происшедшем по появлению на небе необычной звезды (именуемой Вифлеемской), которая и привела их к пещере.

Праздник Рождества Христова — это торжество примирения человека с Богом, предвосхищение искупительного иод-вига Сына Божия и обновления челозеческой природы. Не случайно день Рождества Христова в церковном календаре — второй по значимости после Пасхи.

Сретение Господне (празднуется 15 февраля). Праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, ч го на сороковой день после Рождества Христова Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному установлению принести за своего первого ребенка благодарственную жертву Богу.

В это время в храме находился святой праведный Симеон — по преданию, один из переводчиков Священного Писания Ветхого Завета с еврейского на греческий язык. Переводя книгу пророка Исайи, Симеон усомнился в словах пророчества о Рождении Спасителя, говорящих о том, что Христос родится от Девы. Он хотел исправить текст, но вдруг явившийся ангел сказал ему, что за сомнение в тексте пророчества он не умрет, пока не увидит его исполнения.

Духовно узрев во Младенце Иисусе ожидаемого им Спасителя, праведный Симеон взял Его на свои руки и Произнес слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка», означающие: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Об этом же свидетельствовала и жившая при Иерусалимском храме престарелая вдова, пророчица Анна.

Сретение (то есть встреча) Богомладенца и праведного Симеона Богоприимца — это и встреча Ветхого и Нового Заветов, Закона Божия, данного еврейскому народу — и нового, высшего Закона Божественной любви, принесенного миру Иисусом Христом.

Благовещение Пресвятой Богородицы (празднуется 7апреля). Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила.

По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной — родителями Пресвятой Девы, — с трех до двенадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена со своим дальним родственником, благочестивым старцем Иосифом, и поселилась в его доме в городе Назарет.

Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира. Так благая весть (отсюда — Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена людям.

Великая Суббота. Великая Суббота —день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, куда оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Арима-фейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей — даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры.

Пасха. Воскресение Христово — величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Гсподом Иисусом Христом.

Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующий дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Вскресение Господа.

Собственно пасхальное богослужение начинается около половины двенадцатого ночи с совершения перед плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. После совершения полунощницы плащаница заносится священнослужителями в алтарь и полагается на престол.

Торжественная пасхальная утреня начинается в полночь с совершения крестного хода вокруг храма. Духовенство с крестом, Евангелием, иконами и зажженными свечами в руках под звон колоколов выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю с пением.

Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы перед входом ко Гробу Господню. При торжественном пении: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» — двери открываются; священнослужители и молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За пасхальной утреней следует Божественная литургия, в конце которой происходит освящение артоса. Артосом (по-гречески — «хлеб») мы называем особый круглый хлеб, на котором изображается Крест Господень или Воскресение Христово. На протяжении всей недели после Пасхи этот хлеб находится в храме перед алтарем, а в субботу после богослужения разрезается па части и раздается верующим. Обычай этот ведет свою историю со времени Воскресения Христова.

Вознесение Господне. Отмечается на сороковой день после праздника Святой Пасхи, поэтому всегда приходится на четверг.

После Своего Воскресения в течение сорока дней Господь Иисус Христос не раз являлся апостолам, научая их основам созидания Церкви и распространения истинной веры. В сороковой день, когда совершилось последнее такое явление, Господь, дав ученикам обещание о скором ниспослании миру Святого Духа — третьего Лица Святой Троицы, — вывел учеников из Иерусалима на Елеонскую гору по дороге к Вифании и, благословляя их, стал возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9).

Вознесением завершилось земное служение вочеловечив-шегося Бога Сына. Победив смерть, Он совершил и большее — в Своем Лице вознес человеческую природу к Престолу Богр Отца, в горние обители, предуготовив этим естество человека к принятию Святого Духа.

День Святой Троицы. Этот праздник, совершаемый через семь недель после Святой Пасхи, посвящен воспоминанию сошествия Святого Духа на апостолов, бывшего на пятидесятый день по Воскресении Христовом (поэтому День Святой Троицы именуется также Пятидесятницей).

Ниспослание Святого Духа было обещано Господом Своим ученикам перед Его Вознесением. В ожидании этого апостолы вместе с Божией Матерью пребывали в Иерусалиме. Когда сошествие совершилось, все они получили дар языков — способность говорить на различных, не известных им ранее языках, проповедуя о великих делах Божиих. Тем самым Господь готовил их к проповеди веры, которую апостолы призваны были вести по всему миру.

Этот день именуется Троицей, потому что именно сошествие Святого Духа явило нам попечение всех Лиц Триедино го Бога о мире: Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от порабощения дьяволу. Бог Дух Святой освящает мир через основание Церкви и всемирную проповедь веры. Неслучайно поэтому день Святой Троицы именуется также днем рождения христианской Церкви.

По традиции, в этот день храмы изнутри украшаются Цветами и зеленью (обычно небольшими березками). После Божественной литургии сразу же совершается особое богослужебное исследование — вечерня с чтением коленопреклоненных молитв.

Понедельник, следующий за Днем Святой Троицы, также является церковным праздником и именуется Днем Святого Духа. В этот день мы совершаем особое празднование в честь Святого Духа — третьего Лица Святой Троицы.

Преображние Господне (празднуется 19 августа). В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия — явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5).

Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него — Единородного Сына Божия.

По традиции, на Преображение Господне в конце Божественной литургии совершается освящение яблок и других плодов. Поэтому в народе этот день называют вторым, или яблочным, Спасом (первым Спасом, медовым, когда в храмах совершается освящение меда, считается 14 августа — праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, а третьим Спасом — ореховым — именуют 29 августа, день празднования и честь перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь).

Успение Пресвятой Богородицы (празднуется 28 августа). Когда Пресвятой Богородице, жившей после Вознесения Господня в Иерусалиме, пришло время перейти из земной жизни в жизнь вечную, Ей явился благовестник тайн Божиих, Архангел Гавриил, возвестивший Пречистой Деве Ее грядущую кончину. По молитве Матери Божией, желавшей перед кончиной проститься с учениками Ее Божественного Сына — в то время проповедовавшими веру Христову по всей земле — апостолы чудесным образом были собраны к Ее смертному одру. Когда же пришло время кончины Пресвятой Богородицы, Сам Господь Иисус Христос явился у Ее одра и принял Ее душу в Свои руки.

Оплакав разлуку с Пресвятой Богородицей, апостолы торжественно пронесли Ее тело по Иерусалиму и погребли тело Пречистой Богоматери в Гефсимании, в пещере.

Апостол Фома, Промыслом Божиим не успевший на погребение, прибыл в Иерусалим лишь на третий день после прощания с Божией Матерью. Желая его утешить, апостолы открыли гроб, но увидели в нем лишь погребальные пелены; так они уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на Небо.

Для нас праздник Успения Богоматери — свидетельство Ее предстательства за мир и Церковь Христову: Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестает ходатайствовать за нас пред Своим Сыном. Об этом же говорит и само название праздника — Успение (от слова «уснуть»), указывающее на то, что Пресвятая Дева осталась по своей видимой телесной кончине непричастной смерти.

В этот день заканчивается Успенский пост — один из четырех многодневных постов Православной Церкви.

Воздвижение Креста Господня (празднуется 27 сентября). В IV в. после Рождества Христова христианская вера, ранее гонимая римскими императорами, по повелению святого равноапостольного царя Константина Великого стала государственной религией Римской империи. Вскоре после этого мать святого царя Константина, святая равноапостольная царица Елена, отправилась в Иерусалим; целью ее путешествия было исполнение заветного желания святой царицы — обрести величайшую святыню христианства, Крест Господень, на котором страдал и умер Спаситель.

Так как крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, Крест Господень вместе с крестами двух страдавших вместе с Ним разбойников вслед за совершением казни был зарыт в землю.

После долгих поисков удалось узнать место нахождения крестов. Там были найдены три креста, внешне совершенно неотличимые друг от друга. Истомный Крест Господень удалось определить по тому, что у величайшей святыни сразу же начали происходить чудотворения.

Множество народа, собравшееся к месту обретения святыни, имело возможность видеть Крест Господень. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий и другие духовные лица стали высоко поднимать (воздвигать) обретенный Крест, а люди благоговейно поклонялись ему. Совершилось это событие в 326 г. по Рождестве Христовом.

Покров Божией Матери (празднуется 14 октября). Этот праздник установлен Русской Православной Церковью в память о чудесном явлении Божией Матери во Влахернском храме Константинополя (столицы православной Византийской империи) в X в.

В это время городу угрожало нашествие мусульман. Во Влахернском храме во время всенощного бдения народ усердно молился об избавлении от опасности. Среди молившихся был блаженный Андрей Христа ради юродивый (по преданию — славянин) вместе со своим учеником Епифанием. Подняв очи к небу, святой Андрей вдруг увидел шествующую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом ангелов и святых. Преклонив колени, Божия Матерь долго молилась, а затем сняла со Своей головы покрывало (покров, омофор) и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя этим подаваемую христианскому миру по Ее молитвам защиту от врагов видимых и невидимых.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епи-фаний поведали о нем всему народу. Помощь Божией Матери не замедлила последовать — враги без всякого кровопролития отступили от города. В память об этом праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII в.

Само духовное содержание праздника указывает нам на постоянное, непрекращающееся попечение о нас Пречистой Девы, на Ее усердное заступничество за нас пред Сыном Своим и Богом; именно поэтому Покров Божией Матери — один из самых любимых церковных праздников в русском народе.

Введение во храм Божией Матери (празднуется 4 декабря). Святые родители Пречистой Девы, Иоаким и Анна, молитвенно испрашивая у Бога рождение ребенка, дали обещание — посвятить родившееся у них дитя на служение Господу. Поэтому когда Богоотроковице Марии исполнилось три года, святые родители торжественно повели Ее в Иерусалимский храм.

Шествие, сопровождавшееся девочками с зажженными све чами в руках, с торжественными песнопениями приблизилось к храму. На церковном пороге Деву Марию встретил первосвященник Захария. На его глазах произошло чудо — трехлетняя Отроковица Сама, без посторонней помощи, поднялась по высоким, недоступным для ребенка ступеням лестницы ко входу в храм.

Изумленный виденным и по особому внушению Божию, первосвященник ввел Богоотроковицу во Святое святых — самое священное место храма, куда он сам мог заходить лишь один раз в год. Это символизировало грядущее великое служение Девы Марии делу спасения мира и Ее величайшую духовную высоту и чистоту.

Готовясь к исполнению Своего великого служения, Пресвятая Дева пробыла в Иерусалимском храме до двенадцатилетнего возраста.

БИБЛЕЙСКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ ВЕСА, ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Меры длины

1 перст (1/4 ширины ладони) = 1,85 см
1 ладонь (4 перста (в ширину)) = 7,4 см
1 пядь (3 ладони) = 22,2 см
1 локоть (2 пяди) = 44,5 см
1 короткий локоть 38 см
1 длинный локоть (7 ладоней) = 51,8 см
1 трость (6 локтей) = 2,67 м
1 длинная трость (6 длинных локтей) = 3,11 м
1 сажень = 1,8 м
1 стадия = 185 м

Меры веса и денежные единицы в еврейских Писаниях


1 гepa (1/20 сикля) = 0,57 г
1 бека (полсикля, 10 гер) = 5,7 г
1 сикль (2 беки) = 11,4 г
1 мина (50 сиклей) = 570 г
I талант (60 мин) = 34,2 кг

Меры жидкостей


1 лог (1/4 каба) = 0,31 л
1 каб (4 лога) = 1,22 л
1 гин (3 каба) = 3,67 л
1 бат (6 гинов) = 22 л
1 кор (также мера сыпучих веществ) (10 батов) = 220 л

Библейские меры сыпучих веществ


1 каб (4 лога) = 1,22 л
1 гомор (1 4/5 каба) = 2,2 л
1 сата (3 1/3 гомора) = 7,33 л
1 ефа (3 саты) = 22 л
1 хомер (см. кор) (10 еф) = 220 л

Греческие и римские денежные единицы в греческих Писаниях


1 динарий (16 ассов) = 3,85 г
1 драхма = 3,40 г
1 дидрахма (2 драхмы) = 6,80 г
1 тетрадрахма (статир) (4 драхмы) = 13,6 г
1 мина (100 драхм) = 340 г
1 талант (60 мин) = 20,4 кг

КНИГИ, ВХОДЯЩИЕ В БИБЛИЮ

  • Ветхий Завет
  • Пятикнижие Моисея:
  • Бытие
  • Исход
  • Левит
  • Числа
  • Второзаконие
  • Книга Иисуса Навина
  • Книга Судей израилевых
  • Книга Руфи
  • Первая книга Царств
  • Вторая книга Царств
  • Третья книга Царств
  • Четвертая книга Царств
  • Первая книга Паралипоменон
  • Вторая книга Паралипоменон
  • Первая книга Ездры
  • Книга Пеемии
  • Вторая книга Ездры (неканоническая)
  • Книга Товита (неканоническая)
  • Книга Иудифи (неканоническая)
  • Книга Есфири Книга Иова
  • Псалтырь Притчи Соломона
  • Книга Екклезиаста, или Проповедника
  • Песнь песней Соломона
  • Книга премудрости Соломона (неканоническая)
  • Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (неканоническая)
  • Книга пророка Исайи
  • Книга пророка Иеремии
  • Плач Иеремии
  • Послание Иеремии (неканоническая)
  • Книга пророка Варуха (неканоническая)
  • Книга пророка Иезекииля
  • Книга пророка Даниила
  • Книга пророка Осии
  • Книга пророка Иоиля
  • Книга пророка Амоса
  • Книга пророка Авдия
  • Книга пророка Ионы
  • Книга пророка Михея
  • Книга пророка Наума
  • Книга пророка Аввакума
  • Книга пророка Софронии
  • Книга пророка Аггея
  • Книга пророка Захарии
  • Книга пророка Малахии
  • Первая книга Маккавейская (неканоническая)
  • Вторая книга Маккавейская (неканоническая)
  • Третья книга Маккавейская (неканоническая)
  • Третья книга Ездры (неканоническая)

Примечание. В Ветхий Завет входят книги канонические и неканонические (не вошедшие в канон). Основное различие между ними заключается в том, что канонические книги более древние (они написаны в XV-V вв. до Рождества Христова), а неканонические написаны позже (IV-I вв. до Рождества Христова). Ветхозаветный канон создавался постепенно, и первым его собирателем считается Ездру, живший в V в. до Рождества Христова.

Новый Завет

Господа Иисуса Христа святое Евангелие:

От Матфея святое благовествование

От Марка святое благовествование

От Луки святое благовествование

От Иоанна святое благовествование

Деяния святых апостолов:

Соборные послания апостолов:

Послапие Иакова

Первое послание Петра

Второе послание Петра

Первое послание Иоанна

Второе послание Иоанна

Третье послание Иоанна

Послание Иуды

Послания апостола Павла:

Послание к Римлянам

Первое послание к Коринфянам

Второе послание к Коринфянам

Послание к Галатам

Послание к Ефесянам

Послание к Филиппийцам

Послание к Колоссянам

Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам)

Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам)

Первое послание к Тимофею

Второе послание к Тимофею

Послание к Титу

Послание к Филимону

Послание к Евреям

Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис)



Рейтинг@Mail.ru