< Вернутся назад

СОТВОРЕНИЕ МИРА

Вначале был Хаос. Но кто может сказать, что такое Хаос? Большинство древних было убеждено, что Хаос — это бездна, наполненная творческой силой и «божественным семенем», единая, бесформенная масса, тяжелая и темная, смесь четырех стихий — Воды, Земли, Огня и Воздуха. Из таинственного Хаоса появились два могущественных божества — Уран (Небо) и Гея (Земля). Именно они дали начало многим поколениям богов.


УРАН И ГЕЯ

Уран и Гея произвели на свет род титанов, среди которых был Океан, опоясывающий всю сушу голубым поясом вод. Младшими братьями титанов были циклопы и гекатонхейры, или сторукие. Едва увидев своих детей-титанов, Уран приказал бросить их в подземный мир — Тартар — глубочайшую пропасть, которая когда-либо существовала.


КРОНОС И РЕЯ

Кронос был самым младшим из титанов. Ему удалось избежать грустной участи братьев. Кронос решил отомстить отцу. Он вооружился серпом, и когда Уран спал, оскопил его и сбросил с небесного трона.

Кронос стал править миром вместе со своей божественной супругой Реей. Потомок Урана был хмурым и подозрительным. Не доверяя никому, он каждого вновь рожденного Реей ребенка тотчас глотал. Уже пять детей страдали в утробе Кро-носа. Когда родился шестой ребенок, Рея дала супругу проглотить камень вместо ребенка. Так был спасен маленький Зевс, который вскоре возглавил олимпийский пантеон.

ЗЕВС

(в римской мифологии — Юпитер)

Малютка Зевс воспитывался на острове Крит, подальше от взгляда отца. Его опекали горные нимфы, а питался малютка молоком козы Амалтеи. Когда коза сломала один рог, Зевс вязл его в руки и благословил. С тех пор рог Амалтеи стал рогом изобилия — владелец рога получал все, что пожелает.

Зевс вырос. Настало время бороться с жестокой властью Кроноса. Вначале он уговорил Рею незаметно дать Кроносу рвотное средство, и в страшных муках верховный бог изверг пятерых проглоченных детей. Это были два сына — Аид и Посейдон, и две дочери — Гера, Деметра и Гестия.

Коза Амалтея умерла, из ее волшебной шкуры Зевс сделал для себя несокрушимый щит, названный эгидой.

Битва началась. Кронос и его братья-титаны находились в горах Отис, а Зевс с молодыми богами расположился на снежной вершине Олимпа. Десять лет продолжалась война, и было неясно, кто победит. Тряслась земля, горами ходили морские волны, звезды падали с неба. Зевс метал молнии, которые для него ковали кузнецы-циклопы. Наконец, боги во главе с Зевсом одержали победу. Кронос и его войско были сброшены в глубины Тартара. С тех пор Зевс единолично возглавил олимпийский пантеон.

Характер Зевса чрезвычайно переменчив. Он посылает на землщ бурю, чтобы потом подарить людям теплые солнечные дни. Могущество Зевса проявляется в громах и молниях, которые он мечет во время грозы с высот Олимпа. Эти молнии день и ночь куют пленные циклопы, укрытые в глубинах огненных гор — вулканов.

Зевс — по настоящему могущественный бог. Если бы к вершине неба прикрепить золотой канат и все боги потянули бы за него, они не смогли бы стащить Громовержца на землю.

Представления о Зевсе менялись вместе с развитием эллинской цивилизации. В более позднее время в этом боге ценилась прежде всего грубая разрушительная сила. Позднее греки украсили образ Зевса всеми мыслимыми человеческими достоинствами. В итоге возник образ идеального высшего божества, власти которого подлежат все сферы человеческой жизни. Так, под именем Геркей Зевс выступает в качестве покровителя законов, а под именем Ксений охраняет нерушимый закон гостеприимства. Стоя на страже единства общества, Зевс требует от людей соблюдения законов морали. Как Геркей Зевс оберегает ограды и частную собственность. Зевс-Геллений — национальное божество, объединяющее все греческие племена и не дающее им утонуть в бурном море соседних варварских племен.

На просторах всего древнегреческого мира Зевсу отдавали высшие почести. В каждом большом городе был его храм. "Зевс был, Зевс есть, Зевс будет", — так звучала ритуальная формула, которую произносили жрецы в храмах, посвященных этому богу.


ТРИ ВЕКА —ЗОЛОТОЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ И БРОНЗОВЫЙ


Золотой век царил в эпоху правления Кроноса. Тогда текли молочные реки, деревья источали сладчайший мед, а земля производила столько съестного, что ей не нужен был плуг хлебороба. Люди золотого века были подобны богам: они не знали хлопот, забот и печали. Их тела не старели, их жизнь проходила в бесконечных пирах. После падения Кроноса золотой век закончился, а тогдашние люди превратились в благодетельных духов.

Следующим был серебряный век. Люди золотого века очень медленно созревали — только период детства занимал у них сто лет, а вот дальнейшая жизнь была короткой и исполненной бед. Эти люди были злыми и гордыми, они не уважали богов. Зевс уничтожил людей серебряного века всех до единого, а в памяти человечества они остались как благословенные души.

В бронзовом веке жило грубое племя, которое обожествляло войны. Они имели силу великанов и сердца тверже камня. Это была эпоха героев. Такие известные личности, как Геракл и Тезей, жили в бронзовом веке. Их подвигов не удалось до сих пор повторить никому из смертных.

Железный век наступил сразу после бронзового. Он продолжается и сегодня.


ПРОМЕТЕЙ

Согласно другим легендам, первого человека создал один из титанов — Прометей. Он вылепил тело человека из глины, смешанной со слезами. А в качестве души человеку досталась частица небесного огня, украденного Прометеем из солнечной колесницы.

Человек, созданный Прометеем, был слабым и голым. Словно сонные привидения, блуждали люди по земле, законов которой они не понимали. И тогда Прометей даровал людям огонь, похитив его из кузницы бога Гефеста. На земле запылали яркие костры, согревая людей и отпугивая диких зверей.

Это не понравилось Зевсу, ведь, помня о недавних битвах, он остерегался всего, что происходило от земли. Он приказал Гефесту — лучшему из олимпийских мастеров — создать женщину невиданной красоты и назвал ее Пандорой. У Пандоры был ящик, и никто не знал, что в нем находится. Родной брат Прометея по имени Эпиметей женился на красавице. Та скоро уговорила Эпи-метея открыть ящик с приданым, и оттуда вылетели все болезни, беды и заботы, которые существовали во Вселенной. Словно хищные вороны, они набросились на людей и стали терзать их. Последней из ящика Пандоры выпорхнула Надежда.

Прометей отплатил богам коварством за коварство. Он убил быка и поделил его на части: отдельно сложил в шкуру мясо и отдельно кости, прикрыв их слоем аппетитного жира. Потом предложил Зевсу выбрать часть, которую людям вовек придется приносить в жертву богам. Зевс выбрал ту часть, где было больше жира, думая, что под ним скрывается самое вкусное мясо. Верховный бог ошибся, но ничего нельзя было изменить: именно жир (тук), а также остатки внутренностей животных стали приносить в жертву богам.

Зевс жестоко отомстил Прометею, приказав приковать того к горам Кавказа. Каждый день к скале прилетал голодный орел и выклевывал печень Прометея, но уже на следующий день печень вновь отрастала, и мукам титана не было конца. Освободил Прометея греческий герой Геракл.

Прометею приписывают не только сотворение человека, но и изобретение математики, письменности, поэзии. Благодаря руководству Прометея люди научились приручать диких животных, пользоваться повозками и строить корабли. Именно Прометей научил людей искусству врачевания и дал знания о лекарствах. Он научил людей угадывать будущее по полету птиц и голосам природы.

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

После того как Прометей сошел с мифологической сцены, Зевс решил покарать человечество. Он послал ветры, чтобы те пригнали тучи, наполненные водой. И пошел ливень, который не прекращался долгие месяцы. Моря и реки вышли из берегов, жилища людей были затоплены. Все живое пыталось спастись, но гнев Зевса был слишком велик. На земле стало тихо и пусто. Восседая на вершине Олимпа, удовлетворенный Зевс слушал гул бесконечного моря.

Но владыка Олимпа не видел, что где-то далеко на волнах колышется утлая лодчонка, в которой дрожат от холода и страха двое стариков — Девкалион, сын мудрого Прометея, и его жена Пирра. Вода начал спадать. Возникли горы, холмы, а потом — низины, покрытые илом, в котором лежали трупы людей и животных. Девкалион и Пирра вышли из лодки и отправились к дельфийскому оракулу. Из пещеры оракула прозвучал голос: «Идите, закрыв покрывалами лица, и бросайте себе за спину кости вашей матери». Этот совет следовало понимать в переносном смысле: земля — мать всего живого, а ее кости — это камни. Девкалион и Пирра пошли по земле, и с каждым шагом они бросали себе за спину камни.

И камни теряли свою привычную форму, постепенно становясь людьми. Из камней, брошенных Девкалионом, вставали мужчины, из камней, брошенных Пиррой, — женщины.

Мир возрождался. Из земли вырастали растения. Звенели в зените птицы.

Новое племя было сделано из камня. Эти люди были более жизнеспособными, более устойчивыми к тяготам жизни. Девкалион, сын мудрого Прометея, ходил среди новых людей, уча их всему, что нужно для жизни, в том числе — уважать олимпийских богов.

Зевс наблюдал всю эту картину. Он был уверен, что мир возрождается для нового предназначения. Никогда больше потоп не покрывал землю смертью, холодом и молчанием.


ОЛИМП

Горы, покрытые огромными скалами и сединой снегов, бездонные пещеры, откуда бьют чистые, как хрусталь, родники, склоны, поросшие зелеными лесами. Олимп... Отсюда видно всю Македонию и всю Фессалию. Среди скал и лесов стоит монастырь святого Диониса, а там, где, согласно легенде, располагался дворец Зевса, стоит старая часовенка, построенная из дикого камня.

Гора Олимп стала настоящим царством Зевса, когда после войны с гигантами он разделил согласно жребию власть со своими двумя братьями — Аидом и Посейдоном. Зевс получил небо и землю вместе с Олимпом, Аиду досталось подземное царство, а Посейдону — море. Кроме того, каждый бог получил какой-нибудь город, селение или остров, где жители особо почитали именно его.

Зевс очень удобно устроился на Олимпе. Здесь царило вечное лето. Дворец Зевса находился на самой вершине горы. Он был построен из золота и драгоценных камней. На соседних вершинах стояли дворцы остальных олимпийских богов, гораздо более скромные.

По большим праздникам, а также когда необходимо посоветоваться, боги собирались во дворце Зевса на собрания. Такие собрания делились на большие и малые. На малые собрания приглашали только высшую аристократию — избранных олимпийских богов. На большие собрания являлись все без исключения боги и божки, духи и прочие мифологические существа. В виде исключения на большие собрания иногда приглашались и люди — цари или герои. Кстати говоря, Зевс недолго был таким гостеприимным: гости с земли дурно вели себя за столом и рассказывали своим смертным собратьям о том, что видели и слышали на Олимпе. По окончании "официальной части" собрания начинался банкет. В праздничном меню непременно присутствовали амброзия — обычная еда богов — и нектар — своего рода вино. Благодаря этим чудесным угощениям боги пользовались даром бессмертия.

Именно так древние греки представляли себе жизнь богов. Это была, по сути, человеческая жизнь, перенесенная в вечность. Боги были бессмертны, но никто из них не мог сказать, что существовал всегда, ведь у каждого древнегреческого бога были отец, мать и, как правило, определенное место рождения. Амброзия оберегала богов от старости и смерти. Даже человек мог стать бессмертным, отведав амброзии. Боги не были вездесущи, но умели переноситься с места на место в мгновение ока.

Могущество и мудрость богов были значительными, но не безграничными. Деятельность небожителей ограничивала Судьба. Кроме того, боги взаимно ограничивали деятельность другу друга, ведь у каждого была собственная сфера деятельности.

Не были боги и безнаказанными. Они должны были сурово исполнять букву закона. Тот из богов, кто нарушал закон или данную клятву, подвергался наказанию: целый год он должен был лежать бездыханным, оцепенев, будто мертвый, а затем отправлялся в девятилетнее изгнание.

По внешнему виду боги отличались от людей. Они были выше ростом, их кровь была белого цвета. Боги умели становиться невидимыми и превращаться в любое живое существо по своему выбору.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

Название "олимпийские игры" произошло от названия города Олимпии, где были сосредоточены храмы Зевса. Олимпия оживала раз в четыре года на несколько дней — дней игр, происходивших во второе полнолуние после летнего солнцестояния, то есть примерно в середине августа. На время игр в Греции прекращались войны.

На играх в Олимпии проводились соревнования спортсменов, скачки, ритуальные действа. Греки демонстрировали ловкость и силу. Наградой победителю были оливковая ветвь и венок — символический дар, цену которого нельзя было сравнить ни с какими сокровищами мира. В честь победителей игр устраивались торжества, им ставили прижизненные памятники, складывали хвалебные песни. Кроме того, в Олимпии оглашались важные распоряжения, касающиеся всех жителей Эллады, историки и поэты читали свои произведения, ораторы и философы выступали с речами.


ГЕРА

Богиня Гера (в римской мифологии — Юнона) — супруга Зевса и покровительница всех женщин. Ей молились девушки в день свадьбы, она опекала рожениц и кормящих матерей.

Гера не считала себя первой красавицей среди богинь и не терпела никаких сравнений. Так, дочери царя Прета заявили,  что они красивее Геры. Богиня покарала неразумных, наслав на них безумие.

В честь Геры организовывались женские игры в Олимпии. Здесь девушки соревновались в беге. Победительница получала в качестве награды оливковую ветвь и кусок печени жертвенного животного.

В каждом городе были храмы и жертвенники, посвященные Гере.

АФИНА

Афина (в римской мифологии — Минерва ) родилась из головы Зевса. Эта богиня была мудрейшей на Олимпе. Зевс любил ее больше всех своих детей. Афину интересовало все: от земледелия до философии.

"Не отказывай никому ни в воде, ни в огне. Не показывай ложного пути. Не оставляй ничьих останков непогребенными. Не убивай вола, который тащит плуг", — вот некоторые из законов Афины, запечатленные в анналах истории. Безусловно, их следует понимать в глубоко символическом смысле.

Изо всех греческих городов Афина больше всего любила тот, который взял от ее имени свое название — Афины. Там находись самые пышные ее храмы и происходили самые громкие торжества в честь богини мудрости.

Афиняне видели в своей богине идеальное воплощение всех достоинств настоящей афинянки. У богини было много имен-характеристик: Партенос — нетронутая, Паллада — дева, девственница, Промахос — воительница, Полиада — покровительница городов, Эргане — работница и др.

Парфенон в Афинах — храм, руины которого сохранились до наших дней, — был посвящен Афине.


АПОЛЛОН

В ранней Греции Аполлон был прежде всего богом колдовства и гадания. Его лучистые глаза проникали далеко в глубины прошлого и будущего. Часто Аполлон превращался в серебряного волка и в этом образе являлся своим многочисленным почитателям — приверженцам древних мистических культов.

В поздней греческой мифологии Аполлон считался покровителем искусств, солнечным радостным богом. Этот бог был повелителем девяти муз и главным "массовиком-затейником" на Олимпе. Лучше всех Аполлон играл на струнном инструменте — кифаре. Однажды некто Марсий решил посоревноваться с Аполлоном в музыкальном искусстве. Аполлон играл на кифаре, а Марсий — на флейте. Аполлон выиграл соревнование и жестоко отомстил Марсию, осмелившемуся соперничать с ним. Бог подвесил соперника к дереву и содрал с него живого кожу.

Как уже было сказано, Аполлон руководил девятью музами.

Каллиопа (Прекраснолицая) — покровительница героической песни;

Клио (Провозглашающая славу) — покровительница истории;

Эвтерпа (Радостная) — покровительница лирики;

Талия (Прекрасная) — покровительница комедии;

Мельпомена (Поющая) — покровительница трагедии;

Терпсихора (Любящая танец) — покровительница танца;

Эрато (Возлюбленная) — покровительница любовной песни;

Полигимния (Слагающая гимны) — покровительница тех, кто создает божественные гимны и песни;

Урания (Небесная) — покровительница астрономии.


АРТЕМИДА

Артемида (в римской мифологии — Диана ) покровительствовала охотникам и была настоящей царицей лесов. Ее часто изображали с луком и стрелами в окружении охотничьих собак. Как богине-благодетельнице Артемиде молились о здоровье родных и близких.

В ранней Греции Артемида была богиней смерти, и ей приносили человеческие жертвы. В Спарте на празднике Артемиды ежегодно секли розгами мальчиков так, чтобы кровь брызгала на статую богини. Это было отголоском давних времен, когда Атремида требовала человеческих жертв.

ГЕРМЕС

Гермес (в римской мифологии — Меркурий) — быстроногий бог — был посланцем Зевса и его любимцем. Уже в младенчестве Гермес проявил свою ловкость: он украл у самого Аполлона целое стадо. Ни у одного из богов не было столько дел, как у Гермеса. Рано утром он подметал банкетный зал во дворце Зевса, затем получал от Громовержца указания на целый день и сбивался с ног, чтобы выполнить их в срок. Гермес мигом выполнял все приказы владыки Олимпа, был ловок, хитер, прекрасно ориентировался в любой ситуации и при необходимости умел быть чрезвычайно скрытным. Вечером неутомимому божку приходилось прислуживать за пиршественным столом. Ночью Гермес обязан был указывать путь тем, кто заблудился, усыплять людей и посылать им сновидения, а кроме того — сопровождать души умерших в подземное царство.

С именем Гермеса связывают возникновение гимнастических упражнений. Его считали покровителем палестр и гим-насиев, где молодежь занималась спортом. Еще Гермеса считали покровителем ораторов, ведь он всегда славился красноречием и умением убеждать.

Гермес имел много жертвенников и храмов. Особенно его почитали пастухи Аркадии. Сохранилась ритуальная формула, которую пастух обращал к своему богу: «Идите, козы криворогие, паситесь на зеленой траве среди гор и не бойтесь волков — Гермес сохранит! *

В эпоху поздней античности Гермес под именем Трисме-гиста (Трижды Величайшего) затмил своей славой самого Зевса. Этого бога славили уже едва ли ни как изначального творца мира, покровителя тайных учений, воплощение мудрости и всеведения.

ГЕФЕСТ

Гефест (в римской мифологии — Вулкан ) — покровитель мастеров и ремесленников, самый трудолюбивый из олимпийцев. Однажды Зевс разгневался на Гефеста и сбросил того с вершины Олимпа. С тех пор Гефест хромает на одну ногу.

Все, что выходит из рук искусного Гефеста, отличается красотой и гармоничностью. Он умел выковать меч необычайной остроты, панцирь непревзойденной прочности, золотую служанку, способную двигаться, как живая, бронзового стража для священного огня Зевса, несравненные ожерелья и браслеты и многое другое.

Гефест не любил бывать в пышных пиршественных залах. Лучше всего он чувствовал себя у раскаленной кузнечной печи с молотом в руках.

Гефеста также считали богом огня. Особенно почитали этого бога на острове Лемнос. Жители острова считали действующий вулкан входом в подземную кузницу Гефеста. Афиняне в честь Гефеста устраивали праздник кузнецов и бег с зажженными факелами.

Интересно, что этот бог, никогда не славившийся красотой и хорошими манерами, был супругом легкомысленной богини любви — Афродиты.


АФРОДИТА

Афродита (в римской мифологии — Венера) — дочь Зевса, родилась в утренний час, появившись из морской пены у самого побережья острова Кипр.

Неофициально Афродита считалась первой красавицей Олимпа (официально первой красавицей была Гера). Секрет красоты и успеха богини любви заключался в том, что Афродита всегда носила на себе волшебный пояс, очаровывавший каждого бога и каждого смертного.

Легенда повествует, что царь Кипра Пигмалион, увлекавшийся скульптурой, однажды изваял статую прекраснейшей  женщины и влюбился в нее. Страдания Пигмалиона были чрезвычайно жестоки: возлюбленная не могла заговорить с ним, улыбнуться, подать ему руку. Афродита сжалилась над Пигмалионом, оживив статую и превратив ее в женщину по имени Галатея, ставшую женой царя-скульптора.

Греки представляли себе Афродиту летящей в воздухе на колеснице, запряженной голубями. Праздник Афродиты отмечался весной, когда расцветала природа. Юноши и девушки плясками и песнями славили богиню любви.

Вот как античный поэт охарактеризовал Афродиту: «Ты проведываешь море для мореходов, которое протянулось под небесными звездами, и землю, которая родит хлеб. Ведь только благодаря тебе возникает все, что живет, и только благодаря тебе все видит свет солнца. Когда ты появляешься, убегают ветры и тучи, под ноги тебе земля стелит мягкие цветы, тебе усмехается водная гладь, и небо для тебя блещет безграничным светом своим. Лишь распахнутся ворота весны и повеет плодотворным дыханием южных ветров, тебя, богиня, первой приветствуют птицы, своевольные звери прыгают по веселым лугам и переплывают бурные потоки, но все движется послушно, наполненнное твоим очарованием. Через моря и горы, через полноводные реки и через лиственные птичьи дома: всюду проносится дыхание твоей любви. Ты одна руководишь миром, без тебя ни один день не засияет, без тебя не родится ничего веселого или милого...»

АРЕС

С детства Арес (в римской мифологии — Марс) был привычен к спортивным упражнениям и военным играм. Прочих талантов за ним не замечалось. Повзрослев, Арес спустился на землю и научил людей искусству войны, ведь прежде смертные не знали этого жестокого ремесла. Кроме того, бог войны научил людей бескорыстному геройству и жестокости к побежденным.

Вооруженный до зубов, Арес появлялся везде, откуда доносилось бряцание оружия. Он вставал на колесницу, которую 

рую запрягали Страх и Ужас, а Раздор и Убийство держали вожжи, бросался в самую гущу битвы и топтал, рубил, крушил шеренги воинов, не щадя ни одних, ни других.

Греки не строили Аресу храмов: сохранились только небольшие сооружения вроде часовен, о которых известно, что они были посвящены богу войны. Нет свидетельств тому, что культ Ареса был широко распространен в античной Греции.

ДЕМЕТРА И ПЕРСЕФОНА

История Деметры и Персефоны (в римской мифологии — Церера и Прозерпина) — это история о потере любящей матерью любимой дочери.

Деметра была богиней — властительницей урожаев. Юная Персефона не послушалась матери, запретившей ей собирать нарциссы, посвященные подземным богам. Едва она сорвала цветок, как примчался на черной колеснице бог подземного царства Аид и унес Персефону в свои мрачные чертоги. Никто не заметил ее исчезновения.

Зря Деметра спрашивала каждого о своей дочери. Ни боги, ни люди, ни птицы не могли сообщить ничего достоверного. Тогда богиня укрыла поля трауром, прокляв поля и луга. К людям пришел голод. От жары высохли озера и реки. Сам Зевс вмешался в течение событий. Он приказал Гермесу разыскать Персефону, и тот нашел ее в царстве Аида. Зевс велел брату вернуть дочь матери. Тот повиновался, но совершил коварство: он предложил Персефоне съесть несколько зернышек граната, которы сделали ее пленницей Аида на полгода. С тех пор весна и лето, когда Персефона гостит у матери, наполнены жизнью, а поля урожайны. Зимой же, когда Персефона живет в подземном царстве своего супруга, на земле царит холод и запустение.

Деметра была одной из наиболее почитаемых в Древней Греции богинь. Ее имя означает "земля-мать". Особой теплотой культ Деметры был проникнут в семьях хлеборобов. В ранней Греции Деметра была богиней жизни, а ее несчастная дочь Персефона — богиней смерти.

ДИОНИС

Отцом Диониса (в римской мифологии — Бахус) был Зевс, а матерью — смертная женщина по имени Семела. Именно Дионис добыл из земли виноградную лозу и научил людей готовить вино — напиток, приближающий человека к божествам. Но этот бог воплощает в себе не только духа вина, но и душу всего живого. Он руководит рождением и смертью, проявляясь в буйстве весенней природы. Греки верили, что Дионис умирает осенью и рождается весной. В свите Диониса бог Пан, козлоногие сатиры, силены и животные — пантеры, леопарды, тигры. Обряды, связанные с воскресением Диониса, были таинственны и предназначены лишь для тех, кто постиг тайны природы и человеческой души. А вот к веселым обрядам, посвященным «всенародному» Дионису, допускались все: нужно было лишь выпить достаточное количество вина. Эти обряды назывались оргиями. Неистовые танцы, дикие выкрики и оглушительная музыка вызывали у участников экстаз, который считался знаком единения с божеством.

Большие Дионисии были одним из важнейших праздников в Афинах. Его отмечали весной. Процессии граждан, украшенных венками, выкрикивающих приветственное «Эвоэ!» и поющих грубоватые песни, двигались к храму Диониса. С VI в. до н.э. во время празднования в честь Диониса давались театральные представления.

ПОСЕЙДОН

Древние греки были замечательными мореходами, и поэтому Посейдон — бог морской стихии — был у них в особом почете.

Над морями царит всемогущая воля Посейдона. Сидя в своем подземном дворце, он знает все, что происходит на воде, над водой и на побережье. Посейдон одним взглядом способен поднять бурю и успокоить ее. Трезубцем он поднимает корабли, застрявшие на мели и позволяет им плыть дальше. Когда этот бог гневается, море яростно бушует.

Кроме моря, Посейдон царствует над островами, побережьями и пристанями.

Весь греческий мир поклонялся Посейдону. В портовых городах, живущих за счет морской торговли, в его честь сооружали роскошные храмы, на островах и мысах стояли часовни, посвященные Посейдону, жертвенники и статуи. В честь Посейдона устраивались игры, самыми пышными из которых считались игры в Коринфе.


ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО

Подземное царство, куда души умерших отправляются на вечный покой или на вечные муки, играло в древнегреческой мифологии важную роль. «География* подземного царства была такой.

За далекими реками и горами, на самом крайнем западе, куда не проникает ни один луч солнца, есть вход в подземное царство. Перед самым входом под землю на несколько стадий простирается пустынная равнина.

При входе в подземное царство толпятся странные и страшные фигуры. Здесь Тоска прогуливается об руку со своей родной сестрой Заботой. Бледные Болезни и печальная Старость, Тревога и Нужда слоняются взад и вперед. Отсюда начинаются болота и топи Ахерона — реки скорби, воды которой сливаются со струями Стикса, самой большой в подземном царстве реки. Одним рукавом Стикс впадает в Коцит — реку плача, откуда уже берет начало Лета — река забвения. Чтобы попасть в царство мертвых, душа должна пересечь все эти реки. Это возможно лишь с помощью бога-лодочника Харона.

На другом берегу души встречал Цербер — огромный трехглавый пес, который следил за тем, чтобы никто не попытался бежать обратно на землю.

Царство мертвых — это необъятная равнина, холодная и безжизненная, по которой ветер гонит слабые души умерших. Здесь души дожидаются суда, расположившись, если так можно выразиться, по социальным категориям: воины, павшие на поле брани, находятся отдельно от умерших своей смертью, 

 хлеборобов, самоубийцы — отдельно от младенцев, умерших вскоре после рождения.

Центр царства мертвых — дворец подземного царя Аида. Под дворцом находится Тартар — место самых жестоких загробных казней. Три судьи — Эак, Радамант и Минос рассматривают "личное дело" каждого умершего, и лишь потом совместно с Аидом принимают решение.

Душа того, чья земная жизнь признана праведной, отправляется на Остров Блаженных — страну вечного счастья. Там текут прозрачные, как хрусталь, реки и царит вечная весна. Жизнь на острове проходит в прогулках, развлечениях, пирах. Елисейские поля — часть Острова Блаженных, где устраиваются самые пышные пиры.

Души злодеев оказываются в Тартаре, где терпят вечные муки.

Аид считался таинственным богом. Он редко появлялся на земле, а если и появлялся, то для того, чтобы принести несчастье. Никогда Аид не появлялся на пирах олимпийских богов. Каждый грек поклонялся Аиду, но это поклонение было тайным и исполненным страха. Единственный храм Аида находился в Элиде, но туда имел право входить только жрец и лишь раз в году.



Рейтинг@Mail.ru