< Вернутся назад

МУДРОСТЬ ДЗЕН-БУДДИЗМА


Корни учения Дзен были заложены в Китае Бодхидхармой который пришел в Китай из Индии в VI веке (592 г.). Впоследствии, в XII ст., учение Дзен проникло и в Японию. Дзен описывали так: "Особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его природу, и ведет к просветлению".

Дзенский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием самодисциплины и простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни Востока.

Дух Дзен означает не только понимание мира, но и преданность искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение врожденной красоты, неуловимое очарование несовершенства. Дзен имеет много значений, но ни одно из них не определено полностью.

Говорят, что если в твоей жизни присутствует Дзен, в ней нет страха, сомнения и страстей, чрезмерности чувств. Ни нетерпимость, ни эгоистические желания не тревожат вас.

Безмятежный, вы наслаждаетесь жизнью в счастливом спокойствии. Это и есть душа Дзен, облачение которого — тысячи храмов в Китае и Японии, священники и монахи.

Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в зру Мейдзи (1868-1912), принимал у себя университетского профессора пришедшего узнать, что такое Дзен.

Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.

Профессор следил за тем, как переполнялась чашка, и наконец не выдержал: «Она же переполнена. Больше уже не войдет!»

«Так же, как эта чашка, — сказал Нан-ин, — Вы полны Ваших собственных мнений и размышлений. Как я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили свою чашку? »

Ренан, дзенский мастер, жил самой простой жизнью в маленькой хижине у подножья горы. Однажды вечером в хижину забрался вор и обнаружил, что там нечего украсть. Вернувшись, Ренан застал у себя вора.

«Ты прошел долгий путь, чтобы навестить меня, — сказал он вору, — и ты не должен вернуться с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду».

Вор был ошарашен. Он взял одежду и потихоньку ушел.

Ренан сидел нагой, любуясь луной.

«Бедный парень, — задумчиво сказал он. — Мне бы так хотелось подарить ему эту прекрасную луну».

Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно, которая не могла перейти через рытвину.

"Идем, девушка", — сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перенес через грязь.

Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше он не смог сдерживаться и сказал: «Нам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это? »

«Я оставил девушку там, а ты все еще несешь ее», — ответил Тандзан.

Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног, тигр погнался за ним. Подбежав к обрыву, человек стал карабкаться вниз по склону, ухватившись за корень дикой лозы и повиснув на нем. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек смотрел вниз, где немного ниже другой тигр поджидал его. Только лоза удерживала человека.

Две мышки, одна белая, другая черная, понемногу стали подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он начал рвать землянику. Какая же она была вкусная!

Учителем храма Кеннин был Мокурай, Молчащий Гром. У него был маленький ученик по имени Тойо, которому было 12 лет.

Тойо видел, как каждое утро и вечер более старшие ученики приходили в комнату учителя для получения общих инструкций по Сан-Дзен (персональное обучение), при котором задавались коаны (ритуальные тексты) для того, чтобы освободить ум от заблуждений.

Тойо тоже захотел выполнять Сан-Дзен.

"Подожди немного, — сказал Мокурай, — ты еще молод".

Но ребенок настаивал, так что учитель, наконец, был вынужден согласиться. Вечером в соответствующее время, маленький Тойо подошел к порогу комнаты Мокурая для Сан-Дзен.

Он ударил в гонг, чтобы сообщить, что он пришел, три раза поклонился перед дверью в знак уважения, вошел и сел перед учителем в почтительном молчании.

Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга, — сказал Мокурай. — Теперь покажи мне хлопок одной ладони».

Тойо поклонился и пошел в свою комнату, чтобы рассмотреть эту проблему.

Из окна он услышал музыку гейш.

"Я понял!" — воскликнул он.

На следующий вечер, когда учитель попросил его показать хлопок одной ладони, Тойо начал играть музыку гейш.

"Нет, — сказал Мокурай, — это никак не подойдет. Это не хлопок одной ладони. Ты совсем не понял его".

Думая, что музыка будет мешать, Тойо ушел в более спокойное место и снова погрузился в медитацию. Он услышал, как капает вода.

"Я понял", — подумал Тойо.

Оказавшись перед учителем в следующий раз, Тойо начал капать на пол воду.

"Это звук капающей воды, но не хлопок ладони. Попробуй еще раз", — сказал учитель.

Напрасно Тойо медитировал. Он услышал шум ветра, но и этот звук был отвергнут. Он услышал крик совы, но и этот звук был отвергнут.

Почти год обдумывал он, что же может быть хлопком одной ладони. Наконец, маленький Тойо достиг подлинной медитации и перешел за пределы звуков. "Я больше не мог собирать их, — объяснил он, — поэтому я достиг безупречного звука".

Так Тойо реализовал хлопок одной ладони.

Сен Саку, первый дзенский учитель в Америке, говорил: " Мое сердце пылает, как огонь, глаза холодны, как мертвый пепел". Он создал правила, которые выполнял всю свою жизнь. Вот они:

Утром перед одеванием воскури ладан и медитируй.

Ложись спать в определенный час.

Принимай пищу через определенные интервалы.

Ешь умеренно и всегда не досыта.

Будь наедине с собой таким же, как при гостях.

Будь при гостях таким же, как наедине с собой.

Следи за тем, что говоришь, и все, что сказал, выполняй.

Если приходит благоприятный случай, не позволяй ему пройти мимо; кроме того, прежде чем действовать, дважды подумай.

Не сожалей о прошлом. Смотри в будущее.

Пусть у тебя будет бесстрашие героя и любящее сердце ребенка.

Оставшись один для сна, спи, как будто это твой последний сон. Просыпаясь, сразу же оставляй свою постель, как будто ты оставляешь пару старых ботинок.



Рейтинг@Mail.ru