< Вернутся назад

ТЕРМИНЫ ФИЛОСОФИИ


Абсолютное и относительное — диалектически взаимосвязанные философские категории. Абсолютное — безусловное, независимое, безотносительное, самостоятельное, ничем не обусловленное, непреложное. Относительное характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями, в зависимости от них. Движущаяся материя в целом ничем не обусловлена и не ограничена, вечна и неисчерпаема, то есть абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи, конкретные формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи, относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе элемент абсолютного.

Абстрактное и конкретное. Абстрактное — сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое. Конкретное — многостороннее, сложное, развитое, целостное.

В истории философии до Гегеля конкретное понималось как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений, абсолютное — как характеристика исключительно продуктов мышления. Гегель первый ввел в философию категории А. и К. В специфическом смысле: конкретное — синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности; абстрактное — не метафизическая противоположность конкретного, а этап движения самого конкретного. Отношение абстрактного и конкретного Гегель сравнивает, например, с отношением почки и плода, желудя и дуба.

Абстрактное в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, неразвитости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется сам ао себе, в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории.

Адекватность — соответствие, равенство, эквивалентность. В теории познания адекватность означает соответствие (или сходство) отображения (образа, знания) оригиналу-объекту, благодаря чему они имеют характер объективных истин.

Адекватность представляет собой соответствие характеристик содержания образа, знания характеристикам оригинала.

В научном познании особая роль принадлежит определению видов соответствия между структурами отображения и оригинала. В математике эти соответствия выражаются посредством математических отображений, разных видов подобия (геометрическое и др.) и эквивалентности.

Уровень и степень адекватности отображения оригиналу-объекту оцениваются по трем основным показателям: 1) достоверность любого образа, знания (а для теоретического знания — его доказательность); 2) точность и полнота; 3) глубина, или существенность, отображения оригинала-объекта.

Анализ и синтез — в самом общем значении процессы мысленного и фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Анализ и синтез играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

Апория (от греч. aporia — «безвыходное положение») — понятие, означающее в древнегреческой философии трудноразрешимую проблему. Апория возникает на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложено противоречие.

Апорией принято называть рассуждения Зенона Элейского о невозможности движения. В апории под названием «Дихотомия» утверждается, что, прежде чем пройти какое-либо расстояние, необходимо пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т. д. до бесконечности. Отсюда делается вывод: движение и не может начаться. В апории «Ахилл и черепаха» говорится, что Ахилл никогда не догонит черепаху, так как за то время, пока бегун достигает того места, где находилась черепаха в момент старта, черепаха успеет продвинуться на какое-то расстояние вперед, и т. д. Умышленно опустив тот факт, что деление расстояния 

яния на все более мелкие отрезки не может осуществляться до бесконечности, Зенон сделал вывод о немыслимости, а тем самым о невозможности движения вообще.

Архетип в позднеантичной философии — прообраз, идея. Термин получил распространение в современной философии под влиянием работ психолога Карла Густава Юнга и обозначает первичные врожденные структуры коллективного бессознательного, архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека. Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит бессознательное оживление и воплощение архетипов. Этот процесс имеет спонтанный характер. Архетип формирует творческое мышление человека и определяет, в частности, характер «вечных вопросов» и актуальность "вечных образов" в изобразительном искусстве и литературе.

Атрибут — неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться.

Бесконечное и конечное — категории, выражающие неразрывно связанные между собой противоположные стороны объективного мира, характеризуют: неограниченное многообразие пространственных структур материи, принципиальную незамкнутость всех материальных систем; существование мира во времени; несотворимость и неуничтожимость материи, вечность ее бытия; количественную неисчерпаемость материи вглубь, бесконечное многообразие свойств, взаимосвязей, форм бытия, тенденций развития; качественную неоднородность строения материи; существование бесчисленного множества качественно различных уровней структурной организации материи и т. д. Каждый конечный объект неисчерпаем в своей структуре; материя, порождающая конечные объекты, несотворима и неуничтожима, бесконечно существует, превращаясь из одних форм в другие. Противоречивое единство бесконечного и конечного делает возможным познание мира через раскрытие всеобщего и абсолютного в свойствах и законах движения материи; всякое истинное познание природы есть познание вечного, бесконечного.

Богоискательство — религиозно-философское течение в россии, стремившееся доказать, что цель вещественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого, «нового» христианства. Эти идеи широко обсуждались в литературных и религиозно-философских обществах. Представители богоискательства — философы и писатели: Н. Бердяев, Д. Мережковский, Н. Минский. Богоискатели призывали к новому отношению к заветам Христа, к религиозной реформации, пытались оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, то есть социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь, "святая общественность" ит. д.) могут быть воплощены на земле.

Бытие — 1. Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Время и пространство — основные формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении времени, пространства к материи, то есть являются ли время и пространство реальными или это чистые абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты отрицают зависимость времени и пространства от материи и рассматривают их как формы индивидуального сознания. Материализм подчеркивает объективный характер времени и пространства.

Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, время же — последовательность существования сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, то есть всякий материальный процесс развивается в одном направлении — от прошлого к будущему.

Современная физика отбросила старые представления о пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной Вселенной. Основной вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи, в которой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого ими поля тяготения.

Герменевтика — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (напр., Гомера) и развивается в средние века и в эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). В XIX в. начинается развитие «свободной» герменевтики, не ограниченной предметом, границами смысла текста.

Герметизм — философское учение, сложившееся в эпоху эллинизма и поздней античности. Восходит через Платона, Пифагора к легендарному мудрецу Гермесу Трисмегисту («Трижды Величайшему*). В их сочинениях изложены знания, которые будто бы поведаны самим Гермесом и дают всеобъемлющее представление о загадках мира. Герметизм содержит в себе религиозно-философские откровения и трактаты о тайнах Вселенной — по астрологии, алхимии, магии и оккультизму. Алхимическая традиция придает учению самостоятельное существование.

Герметизм оказал влияние на мистическую традицию средневековья и эпохи Возрождения. Он выступает в роли общей теоретической основы ряда эзотерических и оккультных учений. Изложение сущности, истоков и основных положений гер-метизма дано в исследовании О. Фестюжьера "откровение Гермеса Трисмегиста".

Движение — важнейший атрибут, способ существования материи. В самом общем виде движение — это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, вместе с Солнцем — вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений.

Диалектика — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное. Сам Аристотель отличает диалектику от "аналитики" как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Николай Кузанский и Джордано Бруно. В новое время Декарт и Спиноза создают образцы диалектического мышления. В 18  в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро.

Диалектика есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость.

Знак — материальный, чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования. Анализ понятия знака занимает важное место в философии, логике, лингвистике, психологии и т. д.

Понимание знака невозможно без выяснения его значения — как предметного (обозначаемый им объект), так и смыслового (образ обозначенного объекта) и экспрессивного (выражаемые с его помощью чувства и т. д.).

Исследование знаковых систем включает: 1) действия, которые производятся с ними; 2) описание и изображение связей, устанавливаемых между знаками и другими элементами человеческой деятельности; 3) описание свойств-функций, возникающих у знака благодаря этим связям.

Знание — идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. Знания могут быть донаучными (житейскими) и научными; последние разделяются на эмпирические (полученные в результате опыта, эксперимента) и теоретические. Кроме того, в обществе наличествуют мифологические, художественные, религиозные и другие знания.

Индивид — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В логике — объект вне или внутри сознания, обладающий теми 

или иными качествами и находящийся в отношениях с другими объектами, но не рассматриваемый со стороны этих качеств и отношений. 2. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок индивид, но он еще не есть человеческая индивидуальность.

Интроспекция — наблюдение за собственными внутренними психическими явлениями, самонаблюдение. Связана с развитием высшей формы психической деятельности — с осознаванием человеком окружающей действительности, выделением у него мира внутренних переживаний, формированием внутреннего плана действий. Некоторые психологи считают интроспекцию единственным методом изучения психических явлений, дающим якобы возможность непосредственного проникновения в их сущность.

Иррациональный — не постигаемый разумом, мышлением; невыразимый в логических понятиях.

Катарсис — понятие древнегреческой эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Аристотель в "Поэтике" отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение от страстей. В «Политике* он говорит, что благодаря музыке "люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием".

Категории — формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю. Уже для него проблема категорий выступила как проблема соотнесения содержания высказываний о сущем с самим этим сущим. В высказываниях связываются понятия («роды* и «виды*), выражающие общее в предметах, и только с их помощью мы понимаем друг друга, когда говорим о единичных предметах.

Для Канта категории — это всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое, априорные (доопытные) формы рассудка, упорядочивания нашего опыта.

Гегель понимал категории как развивающиеся способы полагай и я абсолютным духом своего предмета, всеобщие формы его саморазвития и самоопределения, как «прочные узлы, служащие опорными и направляющими пунктами его (духа или сознания) жизни ".

Качество и количество — категории философии, отражающие важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются. Но из этого не следует, что они не имеют определенной формы существования, абсолютно неустойчивы и неразличимы между собой. Как бы ни изменялся предмет, но до поры до времени он остается именно этим, а не другим качественно определенным предметом.

Качественная определенность предметов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, что разграничивает их и создает бесконечное разнообразие мира. Различия между предметами, не подобными друг другу, носят качественный, а различия между предметами подобными — количественный характер. В отличие от качества количество не связано так тесно с бытием предмета; количественные изменения не сразу ведут к уничтожению или существенному изменению предмета. Только достигнув определенной для каждого предмета границы, количественные изменения вызывают качественные.

Ни один предмет не обладает только качественной или только количественной стороной. Каждый предмет представляет собой единство определенного качества и количества.

Либидо — понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Зигмундом Фрейдом и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию. Первоначально под либидо Фрейд понимал энергию, в виде которой сексуальное влечение проявляется в душевной жизни человека, используя теорию либидо при объяснении не только причин неврозов, но и психосексуального развития человека, его научной и художественной деятельности.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух главных направлений в философии — материализму или идеализму. Необходимость его постановки заложена в реальном отношении человека к внешнему миру: любой элементарный акт человеческого познания и поведения предполагает разграничение субъективного и объективного, сознания и осознаваемых вещей.

Большинство философов считают мир познаваемым. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предметов в сознании познающего субъекта. Идеалисты отождествляют познаваемую реальность с духом. Так, по Гегелю, бытие есть, в сущности, мышление, правда сверхчеловеческое, а человеческое мышление познает бытие благодаря своему тождеству с этой реальностью.

Переход количественных изменений в качественные — один из основных законов диалектики, объясняющий, как происходит движение и развитие. Этот всеобщий закон развития констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому.

Познание — процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление - необходимый элемент сознания, оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей ивт( же время дает возможность сознанию свободно оперироват] образами предметов.

Причина и следствие. Все явления, события, процессы i природе, обществе и мышлении вызываются или обусловливаются другими явлениями, событиями, процессами. Причину и следствие молено определить как предпосылку действие или акта мышления и его результат. Неверно говорить, чт< следствие вызывает свою собственную причину. Речь може1 идти лишь о том, что данное явление может в известных условиях породить, вызвать обстоятельства или процессы, аналогичные тем, которые были ранее его причины.

Протяженность — свойство всякого материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами, то есть иметь длину, ширину в высоту; одна из основных характеристик пространства, выражающая расположенность, взаимосвязь элементов или частей тел, в момент их относительной устойчивости.

Свобода воли, свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве рассматривают свободу и необходимость как взаимоисключающие понятия и понимают свободу как самоопределение духа. Материалисты рассматривают свободу как «осознанную необходимость». Обе эти точки зрения в значительной мере устарели.

Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа. Смерть — необходимый и существенный мо мент жизни человека.

Смысл жизни человека — понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывают свойственные этой системе моральные норма и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность.



Рейтинг@Mail.ru