< Вернутся назад

ИЗ ИСТОРИИ БАЛЕТА


ПЕРВЫЕ БАЛЕТЫ


В средневековой Европе, в странах, принявших христианство, в храмах изображали божественные мистерии — религиозные драмы. Широко были распространены священные фарсы — комедийные представления с пением и танцами. Они иногда входили в священные мистерии. Являясь одной из форм отправления католического культа, мистерии, сопровождавшиеся священными плясками, разыгрывались довольно долго. Например, еще в конце XVIII в. накануне Рождества народ в Испании пел и танцевал в священных мистериях.

Пляски религиозного содержания исполнялись и на пирах. Их назначение было занимать гостей на празднества в промежутках между переменами блюд. Поэтому и называли междуяствиями. Позднее такие пляски стали чередовать со светскими танцами. Впервые это было при дворе французского короля Рене в 1462 г. Постепенно священные пляски утрачивали религиозное содержание. Люди с увлечением танцевали в праздничные дни и накануне праздников. Игры вокруг пылающего костра в Иванов день, свадебные обряды обязательно сопровождались танцами. В средние века появляются и новые, бытовые танцы.

Во Франции, например, бытовые танцы назывались бранли — от слова branle, то есть "качание, хоровод". Танцевали их под пение или аккомпанемент волынки.

В каждой провинции Франции бранли имели много разновидностей. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками — веселыми; танцы, изображающие трудовые процессы, передающие повадку животных и птиц, — подражательными;

были бранли бочаров, башмачников, конюхов, прачек и т. д. Из них со временем возникла национальная французская хореография.

Бранли распространяли бродячие артисты-потешники. Они много сделали для развития искусства танцев в Западной Европе: усложнили их технику, придумали целые представления.

В городах ремесленные цехи, ремесленные гильдии имели свои залы, где устраивались цеховые праздники, увеселения, вечеринки. Устраивались ежегодные праздники-ярмарки и под открытым небом — на площадях, за городскими воротами. Там ремесленники демонстрировали свои изделия. Цеховые праздники сопровождались танцевально-пантомимными сценками: исполнялись танцы с мечами, с обручами, с гирляндами цветов. Танцующие отличались музыкальностью, находчивостью и акробатической ловкостью. Исполнители должны были искусно проделывать сложнейшие упражнения, сохраняя красоту движений и композиционную стройность зрелища.

Богатые вельможи заимствовали у народа его развлечения. Прекрасные дамы и рыцари водили своеобразные хороводы. Здесь требовалась важная осанка, медленная поступь, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы. Этому соответствовал и костюм: обтягивающее трико, короткие, в виде буф, штаны, короткий камзол или колет, шляпа с небольшими полями или берет — у мужчин; пышные платья с очень длинными шлейфами — у женщин. Общий стиль костюма был пышный, тяжелый.

Знатные господа обычно танцевали в шляпах. При поклоне шляпу снимали, затем вновь надевали, перекладывали определенным образом из одной руки в другую. Дамы приподнимали спереди длинные платья (при этом следили, чтобы из-под платья не были видны ноги), манерно складывали перекрещенные руки на уровне талии. В руках у них были нарядные платки и веера.

Существовали правила приглашения дамы на танец: приглашали жестом, соединенным с поклоном. Перед поклоном делали несколько шагов по направлению к даме, при поклоне округлым движением снимали шляпу, строго следя за тем, чтобы изнанка шляпы не была видна и руки не закрывали лицо. В Италии, например, перед началом танца кавалер целовал свои пальцы, и только после этого предлагал даме руку, дама тоже сначала целовала свои пальцы, а затем протягивала руку кавалеру. Кавалер поддерживал даму за локоть, иногда за кончики пальцев или накладывал свою кисть на кисть руки дамы. Подняв соединенные руки, они начинали танцевать.

Бытовые танцы-шествия с мерным скользящим шагом, с поклонами и салютами назывались бас-дансами. Прыжки и подскоки запрещались правилами аристократического этикета, не позволяли их делать и тяжелые платья со шлейфами. На балах танцевали медленные, плавные танцы-шествия: павану, аллеманду, дворцовый бранль. Умеренно-скорый, скользящий менуэт и быстрые танцы: гавот, жига, бурре — появились значительно позднее. Хотя все они произошли из народных крестьянских танцев, в дворцах и замках они обретали иные черты.

В конце средних веков во Франции и в других странах Западной Европы при дворах начали ставить первые балеты, обычно после торжественных пиров. Например, в 1489 г. Бергонцо ди Ботта из Тортоне в честь герцога миланского Галеацо Висконти и его невесты Изабеллы Арагонской дал пышное театрализованное представление с танцами, музыкой, пением и декламацией. Но основное место в нем занимали танцы. При появлении герцога и герцогини в зале персонажи спектакля Язон и Аргонавты внесли Золотое руно — золотом затканную скатерть. Накрыв ею стол, они исполнили благородный танец — восхищение прекрасной парой. Меркурий в пантомиме рассказывал гостям о том, как он похитил у Аполлона тельца. В конце действия телец был торжественно установлен на столе. Меркурия сменяли нимфы, Диана и т. д. Все участники представления складывали к ногам молодых свои подарки с пожеланиями будущей счастливой жизни. Успех этого представления был так велик, что о нем узнали в других странах.

Подобные зрелища до конца средних веков имели место при каждом дворе, но повсюду они были разными. В одних странах преобладали мифологические сюжеты, в других изменялся и стиль, и ритм танцев. Во Франции, например, особенно популярны были аллегорические балеты с «геометрическими», «фигурными» танцами. Екатерина Медичи пригласила ко двору итальянских музыкантов, и балеты стали исполняться под инструментальный аккомпанемент. Музыка весьма способствовала быстрому развитию хореографического искусства. Приглашенный во Францию итальянский музыкант Бальтазарини вместе со своими знаменитыми скрипачами впервые применил здесь новый метод распределения танцев и мелодий в балете. В 1581 г. он сочинил первый французский балет «Цирцея и ее нимфы», или, как его еще называли, «Комедийный балет королевы». Современники признавали его шедевром хореографической композиции. Сама королева и принцессы изображали в нем нереид и наяд.

В XVI в. появляется так называемый лошадиный балет. Особенно распространены были конные кадрили-балеты во Франции при Людовике XIII и Людовике XIV. Эти спектакли шли на фоне пышных декораций. Для танцующих шили роскошные костюмы, а построение в танцах было настолько симметричным, что и «Архимед не сумел бы их лучше поставить», — так отзывались об этих зрелищах современники.

Осуществлению постановок того времени способствовала Академия музыки и поэзии. Ее организовала группа поэтов "Плеяда" в 1571 г.

В средние века существовали и танцы общественные. Они делились на низкие, плавные — без прыжков, и шутливые — с прыжками. К низким танцам причисляли гальярду. Ее исполняли под аккомпанемент тамбуринов и гобоев. Танец этот по форме представлял собой диалог дамы и кавалера. К шутливым танцам относились такие, как бурре и фарандола. Еще танцевали вольту, с поворотами, напоминающими вальс.

В конце средних веков очень увлекались танцем павана, торжественным и благородным, который пришел на смену бас-дансам первой половины XVI в. Этот танец обычно начинали король и королева, затем шли дофин со знатной дамой, принцы и т. д. Исполнялся он под аккомпанемент тамбурина, деревянных инструментов и флейты.

Профессионалы-хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту.

Их достижения явились тем фундаментом, на котором позднее сформировался классический академический балет.

В то время, когда танец соединяется с музыкой и появляется в привычном для нас понимании, расцветают такие музыкально-танцевальные формы, как сюита, пастораль, интермедия.

Музыкально-танцевальная сюита строилась на сопоставлении двух танцев — медленной паваны и живой гальярды. Позднее сложился классический тип танцевальной сюиты: умеренно-медленная аллеманда, быстрая куранта, медленная сарабанда и стремительная жига. Перед аллемандой, как правило, исполняли прелюдию. Основными музыкальными инструментами, сопровождающими танцы, были виола и лютня. Танец включали также во все сценические жанры: драму, комедию, мелодраму, пастораль, в короткие антре и интермедии.

Большое влияние на развитие танца в средние века оказал итальянский композитор Монтеверди. В своих произведениях он впервые объединил речитатив, хор, танец и оркестр.

В XVI веке был сделан большой шаг вперед в развитии техники танца. Ведущими хореографами того времени были Фабрицио Карозо и Чезаре Негри в Италии, Бальтазарини и Туа-но Арбо во Франции.

Фабрицио Карозо в 1581 г. издал в Венеции книгу «Танцовщик», где описал танцы Венеции, технику их исполнения, основные танцевальные движения. Во Франции Туано Арбо тоже
Ламбада — этот танец ворвался в жизнь наших соотечественников в конце 80-х годов XX века. Он поражал своей экзотичностью и — с точки зрения обывателя — крайней фривольностью. Строгие зрители не ошибались: этот танец, как и многие ритуальные танцы латиноамериканского происхождения является ритуальным и несет в себе ярко выраженные эротические моменты. Ламбада — танец сексуального ухаживания, и ничего с этим не поделать. Но красота музыки и совершенство пластики делает ламбаду замечательным образцом чувственного и пылкого латиноамериканского хореографического искусства.

Приход в балет профессионально обученных исполнителей способствовал дальнейшему развитию танца. Этот процесс был длительным. Постепенно балет становился самостоятельным видом искусства, обновлялась танцевальная техника, оживлялся темп, облегчался костюм.



Рейтинг@Mail.ru