< Вернутся назад

У КОЛЫБЕЛИ РУССКОГО БАЛЕТА

Начиная с XVI в. оживляются связи Московского государства с Западной Европой. Русские дипломаты, купцы, путешественники чаще выезжают за границу. Там они знакомятся с балетным театром, который привлекает их пышностью оформления. Кроме того, в постановках не нужно было разбирать иноземную речь.

Понимая воспитательную силу театра, передовые люди того времени стремились создать подобное и в России. В XVII в. наряду с народным и школьным театрами начинает создаваться придворный театр. В Измайловском дворце недалеко от Москвы в 1669 г. создаются первые представления придворного театра, прославляющего царя Алексея Михайловича и могущество централизованного Российского государства. Придворный театр царя Алексея Михайловича был красочен, с роскошными декорациями и костюмами. Спектакли в основном были библейского содержания.

В 1672 г. для постановки пьесы "Есфирь" в селе Преображенском под Москвой была построена «комедийная хоромина». В феврале 1673 г. в ней и состоялось представление первого в России балетного спектакля, который назывался "Балет об Орфее и Эвридике". Этот спектакль был еще далек от современного балета. В него, кроме танцев и пантомимы,  включались пение и сценическая речь. Это нужно было для того, чтобы в ариях-речах восхвалять добродетели и доблести царя — покровителя музыкального искусства. Предполагается, что музыку к балету написал немецкий композитор Генрих Шютц. Поставил балет офицер инженерных войск Никола Лима, из наемных военных специалистов, состоявших на русской службе. Он же исполнял главную роль Орфея.

Этот балет не имел существенного значения для развития русского сценического танца, поскольку прежде всего был подражанием западноевропейским балетным спектаклям. Однако важен сам факт появления в России балетного театра. Впервые русский зритель — пусть это были только царь и придворные — смог познакомиться с зарубежным искусством профессионального танца.

В 1676 г. царь Алексей Михайлович умер. Театральные представления прекратились, "комедийная хоромина" закрылась.

Прошло четверть века. И по распоряжению Петра I в России возобновились театральные представления, но уже не с развлекательной, как при Алексее Михайловиче, а с просветительской целью. В Москве на Красной площади, где в настоящее время находится Исторический музей, был открыт публичный театр. Для организации в нем "театрального танцевания" был приглашен голландец Яков Коккий с двумя сыновьями. Один из них, Карл, возглавил балет. Но чуждое русскому зрителю иноземное искусство не прививалось, и театр в Москве очень скоро был закрыт.

В 1718 г. Петр I издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Ассамблеи ломали существовавший тогда жизненный уклад, уничтожали обособленность женской и мужской половин дома. Одной из целей их было воспитание придворного общества в духе европейского жизненного уклада. Для этого Петр I издал и специальное руководство «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению*, в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в быту. Ассамблеи устраивались поочередно в домах придворных. Хозяин должен был заранее вывесить об этом объявление на воротах. Особого приглашения не требовалось. Обстановка на ассамблеях-была довольно демократичной. 

На бал могли являться дворяне, купцы, высшие военные чины, а также иностранные мастера и знатные приказные с женами и детьми. Царские министры и послы иностранных государств могли оказаться рядом с мастерами или со шкиперами иноземных кораблей. Однако на ассамблеи не смели приходить крепостные, лакеи, слуги хозяев — люди « подлого звания».

На балах женщины и мужчины должны были быть одеты по этикету. Женщины — в платья с длинным шлейфом из штофной материи или парчи, мужчины — в кафтаны с фалдами и узкие панталоны, туфли на каблуках. На голову надевали парики с завитыми буклями. Военные были при шпаге и в перчатках. На ассамблеях все должны были принимать участие в танцах. Существовал строгий церемониал их исполнения. Сначала шли поклоны, потом бас-дансы — медленные танцы-шествия, торжественные, парадные. Весьма распространен был «польский» танец (так тогда называли полонез). Затем отдельные пары танцевали менуэт, англез, где основными движениями были поклоны и реверансы. Пары скользили, раскачивались, поворачиваясь из стороны в сторону. После церемониальных танцев начинались танцы-игры, шуточные танцы, быстрые и веселые, например экосез.

Заканчивался бал прощальным танцем-шествием. Впереди шел распорядитель бала — «маршал» с жезлом. Очень часто это бывал сам царь Петр. Иногда прощальный танец танцевали со свечами.

Следует сказать, что русскую публику на ассамблеях не устраивали чинные европейские танцы и нередко в разгар бала танцующие переходили на более живые и яркие, более привычные русские народные пляски. Петр не возбранял это.

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры.

Итак, ассамблеи познакомили довольно широкие круги русского общества с западным бальным танцем, со светской музыкой, что было своеобразной подготовкой к восприятию пипадноевропейского сценического танца. 



Рейтинг@Mail.ru