< Вернутся назад

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (1756-1791)

Искусство Моцарта — одна из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Творчество великого австрийского композитора отразило передовые идеи своей эпохи, неиссякаемую веру в торжество света и справедливости. В музыке Моцарта преобладают жизнерадостные тона, ясная, неомраченная лирика; вместе с тем она содержит немало страниц, насыщенных страстью, душевным смятением, драматизмом.

Наследие, оставленное композитором, поражает многогранностью и богатством. Поистине неисчерпаем диапазон затронутых им тем и образов; Моцарту принадлежат 23 произведения для музыкального театра, 49 симфоний, более 40 инструментальных сольных концертов с оркестром, сонаты для фортепиано, скрипки, большое количество различных ансамблей. Во всех этих разнообразных жанрах Моцарт проявил себя как смелый реформатор, обогативший их содержание, обновивший выразительные средства искусства. Классическая стройность, ясность выражения, благородная красота в сочетании с глубиной содержания определяют непреходящую идейно-художественную ценность его музыки.

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца — скрипача и дирижера, умного, образованного человека. Творческий рост Моцарта отличался необыкновенной интенсивностью. В возрасте 6-7 лет он стал знаменитым в Европе виртуозом, а спустя еще несколько лет сложился как композитор, уверенно владеющий мастерством. Многократные поездки гениального юноши по странам Европы способствовали его близкому знакомству с современной художественной культурой.

Работая в различных областях музыкального искусства, Моцарт особое внимание уделял опере. Путь оперного композитора он начал с двенадцати лет: в 1768 г. появились "Мнимая простушка" и "Бастьен и Бастьенна". В годы, проведенные им в Италии (1769-1770,1771-1772), на сценах итальянских театров шли его оперы «Митридат, царь Понта» (1770) и «Лючио Силла» (1772). В 1775 г. в Мюнхене была поставлена «Мнимая садовница», там же состоялась премьера «Идоме-нея» (1781). Эти оперы принесли молодому композитору большой успех. Тем более тягостной была жизнь в родном городе: Моцарт поступил на службу к архиепископу, который всячески сковывал его творческую свободу, унижал человеческое достоинство.

Последнее десятилетие его жизни — пора ыаивысшего творческого расцвета и одновременно годы жестокой материальной нужды, сломившей в конце концов силы композитора. Порвав с архиепископом, Моцарт переезжает в Вену, где ставитоперу «Похищение из сераля» (1782), написанную в традициях зингшпиля. В этом и в особенности в последующих прославленных сочинениях — «Свадьба Фигаро» (1786) и «Дон Жуан» (1787) — полностью раскрылся моцартовский реализм характеров и чувств. За годы пребывания в Вене были созданы также оперы «Директор театра» (1786), "Так поступают все" (1790), "Милосердие Тита" (1791) и "Волшебная флейта "(1791) — философская сказка, утверждающая победу разума и света над предрассудками и злом.

Последнее произведение Моцарта — гениальный «Реквием» — осталось незаконченным. Работу над ним оборвала смерть, наступившая 5 декабря 1791 года в Вене.

РИХАРД ВАГНЕР (1813-1883)

Рихард Вагнер — крупнейший европейский композитор второй половины XIX в. Своим творчеством он завершил развитие немецкой романтической оперы и внес значительный вклад в историю мирового музыкального искусства.

Центральное место в наследии Вагнера занимают оперы (всего их тринадцать), в которых запечатлен национальный склад характера, воссозданы легенды и предания немецкого народа, величавые картины природы. В его операх заключен богатый, сложный мир идей и человеческих переживаний: высокая героика борьбы и низость вероломства, жажда подвигов и философские раздумья, красота самопожертвования и могущество любви.

Вагнер был не только гениальным композитором, но и одаренным драматургом — автором либретто всех своих опер, выдающимся дирижером — одним из основоположников современного дирижерского искусства и ярким острым публицистом. Вся его жизнь насыщена неустанными исканиями, упорным трудом, полна творческого горения.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Он рос в артистической среде и рано обнаружил интерес к театру и литературе. Первые композиторские опыты Вагнера относятся к 1828 г. Успех пришел с оперой «Риенци, последний римский трибун» (1838-1840).

Творческая индивидуальность Вагнера ярко раскрылась в операх 1840-х годов, законченных в Дрездене, где после многолетних скитаний композитор получил постоянное место дирижера оперного театра. В «Летучем голландце» («Моряк-скиталец», 1840-1841), «Тангейзере» (1843-1845) и «Лоэнгрине» 

(1845-1848) с большим художественным мастерством воплощены сюжеты и образы народных легенд и сказаний. Эти оперы создавались в атмосфере общественного подъема, приведшего к революции 1848-1849 гг. После подавления дрезденского восстания, в котором Вагнер принимал непосредственное участие, он был вынужден покинуть родину.

Композитор переехал в Швейцарию, где продолжал работу над произведением, которому отдал в общей сложности четверть века своей жизни, — над тетралогией «Кольцо нибелун-га», состоящей из четырех опер: «Золото Рейна» (1852-1854), «Валькирия» (1852-1856), «Зигфрид» (1851-1871), «Гибель богов» (1848-1874). В основу сюжета положены эпические сказания о Зигфриде — народном герое, бесстрашном победителе темных сил. Одновременно создавались другие оперы, явившиеся наряду с тетралогией наиболее зрелыми творениями Вагнера: скорбная поэма о любви и смерти «Тристан и Изольда» (1857-1859), также основанная на средневековой легенде, и солнечная, насыщенная оптимизмом опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1861-1867), начатая в самые тяжелые годы жизни композитора.

В 1864 г. в личной судьбе Вагнера произошел крутой перелом: покровительство короля Людвига Баварского дало ему возможность осуществить свои художественные планы. Ряд вагнеровских опер были поставлены в Мюнхене, а в 1872 г. состоялась закладка специального вагнеровского театра в небольшом баварском городке Байрейте. Открытие Байрейтских торжеств (1876), на которых впервые полностью прозвучало «Кольцо нибелун-га», явилось вершиной славы Вагнера. На следующем Байрейтском фестивалей (1882) была поставлена последняя опера композитора — мистерия «Парсифаль» (1877-1882).

Умер Вагнер 13 февраля 1883 года в Венеции.


ДЖОАККИНО РОССИНИ (1792-1868) 


Россини— выдающийся итальянский композитор XIX ст., творчеством которого был ознаменован расцвет национального  оперного искусства. Он сумел вдохнуть новую жизнь в традиционные для Италии виды оперы — комическую, «среднюю» и «серьезную». Особенно ярко талант Россини раскрылся в области оперы-буффа. Реалистичность жизненных зарисовок, яркость в изображении характеров, стремительность действия, мелодическое богатство и сверкающее остроумие обеспечили его произведениям огромную популярность. В его оптимистичном демократическом по духу искусстве современники слышали голос своего бурного времени, видели выражение итальянского национального характера. Период интенсивного творчества Россини продолжался всего около двадцати лет. За это время им было создано более тридцати опер, многие в короткое время обошли все столичные театры Европы и принесли автору всемирную славу.

Джоаккино Россини родился 29 февраля 1792 г. В небольшом итальянском городке Пезаро. Будущий композитор обладал прекрасным голосом и уже с восьми лет пел в церковном хоре. В возрасте четырнадцати лет он предпринял самостоятельную поездку с большой театральной труппой в качестве дирижера. Свое образование Россини завершил в Болонском музыкальном лицее, после которого вступил на путь оперного композитора. Переезжая из города в город, выполняя заказы местных театров, Россини писал по нескольку опер в год. Два произведения, созданные в 1813 г. — опера-буффа «Итальянка в Алжире» и героическая опера «Танкред » — принесли ему широкую известность. Мелодии арий Россиний распевались на улицах итальянских городов.

«В Италии живет человек,— писал Стендаль,— о котором говорят больше, чем о Наполеоне; это композитор, которому нет еще двадцати ».

В 1815 г. Россини был приглашен на место постоянного композитора в крупнейший итальянский театр Сан-Карло. Высокой зрелости его музыкально-театральный стиль достиг в монументальных героических операх "Моисей" (1818) и "Магомет Второй" (1820).

В 1816 г. Россини написал для одного из римских театров свою лучшую комическую оперу "Севильский цирюльник".

В 1822 г. наступившая политическая реакция вынудила Россини покинуть родину. В 1824 г. он обосновался в Париже.

Учитывая требования французской сцены, он переработал ряд своих прежних опер и создал новые. Высоким достижением гения явилась героико-романтическая опера "Вильгельм Телль" (1829), воспевшая вождя национально-освободительной борьбы Швейцарии ХШ в. "Вильгельм Телль" — последняя опера Россини. После ее создания композитор прожил 39 лет, но написал лишь несколько духовных сочинений, ряд романсов и фортепианных пьес.

Россини умер 13 ноября 1868 года в Пасси, близ Парижа.


ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ (1813-1901)

Творчество Верди знаменует пору полного расцвета новой оперы. Оно принадлежит к лучшим достижениям мирового оперного искусства. Вердиевские мелодии — яркие, мужественные, напевные — приобрели популярность народных песен.

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 г. в деревне Ле Рон-коле, провинции Парма, в бедной семье трактирщика. С детских лет Верди вынужден был зарабатывать на жизнь. Он не был принят в Миланскую консерваторию и стал брать частные уроки по композиции, одновременно продолжая заниматься дирижированием, учась игре на фортепиано и органе. Уже в самом начале творческого пути определилась тяга Верди к опере — в этом жанре он создал впоследствии двадцать шесть произведений.

Большой успех пришел к Верди с его третьей оперой "Навуходоносор" (1842), положившей начало целому ряду героико-патриотических сочинений на легендарные и исторические сюжеты, среди которых выделяется "Битва при Леньяно" (1849). Основная идея оперы — борьба против чужеземного гнета — была чрезвычайно популярной в канун революции 1848-1849 гт., в условиях бурного итальянского национально-освободительного движения. Сюжеты своих опер Верди черпал в произведениях Гюго ("Эрнани2), Байрона ("Двое Фоскари", 1844 и «Корсар», 1848), Вольтера(«Альзира», 1845), Шекспира ("Макбет", 1847), Шиллера ("Иоанна д’Арк", 1845, "Разбойники", 1847 и "Луиза Миллер", 1849).

Ha рубеже 1850-х годов начинается центральный период творчества Верди. Его открывают три оперы — "Риголетто" (1851), "Трубадур" (1853), "Травиата" (1853), посвященные утверждению человеческого достоинства и свободы личности. В них полностью раскрылся гений композитора, произведения особенно глубоко отразили стремление Верди к правде и простоте, к действенности и яркой театральности. В последующих операх — "Сицилийская вечерня" (1855), "Симон Бокканегра" (1857), "Бал-маскарад" (1889), "Сила судьбы" (1862), "Дон Карлос" (1867) — Верди с присущей ему творческой неудовлетворенностью взыскательно и настойчиво ищет новых путей, расширяя круг образов и выразительных средств.

Последние оперы композитора — "Аида" (1871), "Отелло" (1886) и "Фальстаф" (1893) отмечены неповторимым своеобразием. Это — вершина творчества Верди и всей итальянской оперы.

Верди умер в расцвете славы 27 января 1901 года в Милане.


ДЖАКОМО ПУЧЧИНИ (1858-1924)

Пуччини — крупнейший, после Верди, итальянский композитор, развивавший реалистические принципы национального оперного искусства. По своим идейно-художественным установкам Пуччини примыкал к движению в итальянской литературе и театре конца XIX в., которое получило название веризма. В современных сюжетах и в повседневном быту простых людей (иногда в экзотической обстановке Востока или далекого Запада) он искал материал для воплощения житейских драм, основанных на острой любовной коллизии.

В своих операх, отмеченных глубокой человечностью и силой чувств, Пуччини предстает как мастер вокального письма, щедрый мелодист, прекрасный знаток сцены. Его произведения отличаются напряженным драматизмом, стремительным развитием действия.

Джакомо Пуччини родился 23 декабря 1858 г. В городе Лукка (северная Италия) в семье потомственных музыкантов, среди которых были исполнители, педагоги и композиторы. Музыкальное образование Пуччини получил в Миланской консерватории, которую окончил в 1883 г.

Первые оперы Пуччини — "Виллисы" (1884) и "Эдгар" (1889) были хорошо приняты публикой и критикой, но настоящая известность в Италии и за рубежом пришла к нему после постановки опер "Манон Леско" (1893) и особенно «Богема» (1896). Затем последовали "Тоска" (1900), "Чио-Чио-сан" («Мадам Баттерфляй», 1904) и «Девушка с Запада» (1910), также имевшие большой успех. В этих произведениях наиболее полно выявились особенности индивидуального стиля Пуччини. Творческой неудачей композитора явилась комическая опера «Ласточка» (1917). Новые пути он пытался наметить в одноактных операх (1919): «Плащ», "Сестра Анджелика и Ани Скикки".

Пуччини скончался 29 ноября 1924 года в Брюсселе, не успев закончить свою последнюю оперу «Турандот».


ЖОРЖ БИЗЕ (1838-1875)


Бизе — великий художник оперной цены. Его жизнерадостная, красочная и темпераментная музыка отличается мелодическим богатством и драматической выразительностью.

Жорж Бизе родился в Париже 25 октября 1838 года в семье музыкантов. Выдающиеся способности мальчика обнаружились рано: четырех лет он уже знал ноты, девяти — поступил в Парижскую консерваторию. Его феноменальный слух, память, блестящие исполнительские и композиторские данные приводили в восхищение учителей.

Бизе неоднократно премировали на консерваторских конкурса, а по окончании курса в 1857 г. он был удостоен права провести три года, в целях усовершенствования, в Италии. Это были годы напряженных творческих поисков. Бизе пробовал силы в различных музыкальных жанрах: он написал симфоническую сюиту, кант (одноактную оперетту), фортепианные пьесы и романсы. Но подлинное призвание Бизе — музыкальный театр.

По возвращении из Италии Бизе создал оперу "Искатели жемчуга" (1863) на экзотический сюжет, повествующий о любовной драме Лейлы и Надира, а затем «Пертскую красавицу» (1867). Оба произведения имели умеренный успех, и композитор продолжал напряженные поиски. "Я прохожу через кризис", — говорил он в те годы.

Опера "Джамиле" (1872) ознаменовала наступление творческой зрелости; психологическая выразительность сочетается в музыке оперы с яркостью восточного колорита. Тогда же была создана музыка к драме Альфонса Доде " Арлезианка". Богатая красочными народно-бытовыми картинами, правдиво воплотившая образы героев драмы, она открыла прямой путь к опере "Кармен", которая явилась крупнейшим творческим достижением Бизе и одновременно его лебединой песней.

Бизе умер от паралича сердца, не достигнув 37 лет, в 1875 г. в предместье Парижа.


МИХАИЛ ГЛИНКА (1804-1857)

Глинке принадлежит выдающаяся историческая роль в русской классической музыке. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило устремления времени. Его искусство гуманистично и проникнуто идеями патриотического служения народу. Наибольшее значение приобрели его оперы, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне источник неистощимой поэзии, Глинка создал подлинно национальное искусство.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 г. в Петербург, 

будущий композитор усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 г. относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 г. относится первая публикация его сочинений.

В 1830-1834 гг. Глинка жил в Италии, Австрии и Германии. В этот период у него созрел замысел первой русской национальной оперы.

Создание «ИванаСусанина» («Жизньза царя», 1836)имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры.

Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера — «Руслан и Людмила» (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» была написана также музыка к трагедии Николая Кукольника «Князь Холмский» (1840) и многочисленные романсы.

В 1844 г. Глинка предпринял вторую поездку за границу. Два года он провел в Испании, собирая народные песни, нравы и обычаи страны. Испанские впечатления отразились в двух симфонических увертюрах — «Арагонская охота» и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде», красочных темпераментных произведениях.

К концу 1840-х годов относится симфоническое скерцо «Камаринская» (1848), сыгравшее исключительную роль в формировании русского симфонизма.

В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет — опера «Двумужница» и симфония «Тарас Бульба» — остались неосуществленными.

Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине.


НИКОЛАЙ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844-1908)


Римский-Корсаков — выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог — оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, три симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита "Шахерезада" (1888) и «Испанское каприччио» (1887)), многочисленные романсы и другие произведения. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник по гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства.

Творческая индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к национальным чертам духовного облика, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 г. в городе Тихвине. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но, по семейной традиции, в возрасте двенадцати лет его определили в Морской корпус в Петербурге. В 1861 г. завязались тесные творческие связи с кружком М. А. Балакирева («Могучая кучка»), в который входили Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, а несколько позднее — А. П. Бородин. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было на время прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, отразившихся в его творчестве. Наиболее значительные произведения этого периода — симфоническая картина "Садко" (1867) и опера «Псковитянка» (по одноимен ной драме Л. Мея, 1872).

В1871 г. Римский-Корсаков был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории и занимал эту должность на протяжении почти четырех десятилетий. Пристальное изучение русской народной песни вызвало к жизни оперы "Майская ночь" (по Гоголю, 1879) и "Снегурочка" (по Островскому, 1881), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсако ва национальной сказочностью и языческой мифологией.

Период наиболее интенсивного творчества начинается и 1889 г. созданием фантастической оперы-балета «Млада». За ней последовали опера-колядка "Ночь перед Рождеством" (по Гоголю, 1894), опера-былина «Садко* (1895-1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (одноактная; пролог к "Псковитянке", 1898) и «Царская невеста» (по Л. Мею, 1898).

На рубеже XX в. композитора вновь привлекает опера сказка. Ирония в изображении незадачливого царя в "Сказке о царе Салтане" (по Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в "Осенней сказочке" «Кащей Бессмертный* (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире "Золотого петушка" (по Пушкину, 1907).

К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится также драматическая опера-легенда "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1903), повествующая о древних событиях татарского нашествия.

Римский-Корсаков умер 8 (21) июня 1908 г. в усадьбе Любенск под Петербургом.


ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ (1840-1893)

Чайковский — великий композитор, составивший эпоху и истории мировой музыкальной культуры. Жизнь Чайковского — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора он сочетал с деятельностью педагога воспитателя, критика-публициста, дирижера. Чайковский создал галерею замечательных образов русских людей, започатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир современников.

Основная идея его творчества — протест и яростная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Даже приводя эту борьбу к трагическому завершению (как, например, в «Чародейке», «Пиковой даме», Шестой симфонии), Чайковский подчеркивал конечное торжество светлых идеалов. Слова Чайковского: «Я человек, страстно любящий жизнь и столь же страстно ненавидящий имдящий смерть» — могут служить эпиграфом ко всему его творчеству.

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. и Иоткинске на Урале в семье горного инженера. Его музыкаль-н мо способности проявилась рано. Однако родители определили его в Петербургское училище правоведения, где он пробыл г 1850 по 1859 год. Лишь в 1862 г., порвав с чиновничьей карьерой, Чайковский поступил в незадолго до того открывшуюся Петербургскую консерваторию. Окончив ее спустя три года, Чайковский переселился в Москву, где стал профессором кон-«орва тории.

Последующее десятилетие прошло в напряженной творческой, педагогической и общественной деятельности. Одна за  другой из-под его пера выходили оперы, симфонии, камерные сочинения. Лирически светлая Первая симфония («Зимние грезы», 1866), опера «Кузнец Вакула» (1874), — в позднешей редакции «Черевички» (1885), — насыщенная  красотой народной песни и танца. Вторая симфония (1872) и Первый фортепианный концерт (1874) характерны для этого периода творчества Чайковского. Вместе с тем программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869) и "Буря" (1873), а также «Франческа да Римини» (1876, по Данте) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко последние годы жизни композитора.

К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.

В 1880-х годах круг тем и образов, привлекавших композитора, расширяется, крепнет его интерес к показу жизненных противоречий, столкновений человеческих характеров. Об этом говорит большинство его крупных сочинений зрелого периода: оперы "Орлеанская дева" (1879), "Мазепа" (1883), "Чародейка" (1887), симфония «Манфред» (1885, по Байрону), Пятая симфония (1888).



Рейтинг@Mail.ru