< Вернутся назад

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ


Аккомпанемент — музыкальный фон к основной мелодии, имеющий в произведении второстепенное значение.

Аккорд — созвучие, звучание нескольких (не менее трех) музыкальных тонов, взятых, как правило, одновременно. А подразделяются на консонирующие и диссонирующие (см. консонанс и диссонанс).

Акт — относительно завершенная часть театрального представления (оперы, балета и т. д.), отделяемая от другой такой же части перерывом — антрактом. Иногда А делится на картины.

Ансамбль — 1. Название относительно самостоятельных музыкальных эпизодов в опере, представляющих собой одновременное пение двух или нескольких певцов, вокальные партии которых не тождественны. По числу участников А разделяются на дуэты, трио (или терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты и т. д. 2. Пьеса, предназначенная для совместного исполнения несколькими муэыкалтами, чаще всего инструменталистами. 3. Качество совместного исполнения, степень слаженности, слитности общего звучания.

Антракт — 1. Перерыв между актами театрального представления или отделениями концерта. 2. Оркестровое вступление к одному из актов, кроме первого (см. увертюра).

Ариетта — небольшая ария.

Ариозо — разновидность арии, отличающаяся более свободным построением, теснее связанная с предшествующим и последующим музыкальными эпизодами.

Ария — развитой вокальный эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра, 

стра, обладающий широкораспевной мелодией и завершенностью музыкальной формы. Иногда А состоит из нескольких контрастных разделов. Разновидности Л. — ариетта, ариозо, каватина, кабалетта, канцона, монолог и т. д.

Балет — крупный музыкально-хореографический жанр, в котором основным художественным средством является танец, а также пантомима, представляемые на театральной сцене в живописном декоративном оформлении в сопровождении оркестровой музыки. Б. в виде самостоятельных танцевальных сцен является иногда частью оперы.

Баллада — первоначально название провансальской (Франция) плясовой песни. Затем литературно-поэтический жанр, связанный с народными преданиями или повествующий о событиях прошлого. С начала XIX в. — обозначение вокальных и инструментальных пьес повествовательного склада.

Баритон — мужской голос среднего между басом и тенором низкого регистра. Другое название — высокий бас.

Баркарола — песня лодочника — род песни, распространенный в Венеции, а также название вокальных и инструментальных пьес созерцательного певучего характера с плавным, словно «покачивающимся» аккомпанементом. Другое назвние Б. — гондольера (от ит. gondola — венецианская лодка).

Бас — 1. Самый низкий мужской голос. 2. Общее название низких по регистру оркестровых инструментов (виолончель, контрабас, фагот и т. д.).

Болеро — испанский танец, известный с конца XVIII в., умеренно быстрого движения, сопровождаемый ударами кастаньет.

Былина — произведение русского народного эпоса, повествование о былых временах, о подвигах народных героев-богатырей. Б. носит характер неторопливого плавного речитатива, подобного напевной речи; иногда сопровождается игрой на гуслях и других музыкальных инструментах.

Вальс — танец, восходящий к австрийским, немецким и чешским народным танцам. В. исполняется парами в плавном круговом движении; темп различный — от очень медленного до самого быстрого. Благодаря особым образно-выразительным возможностям В. получил с середины XIX в. широкое 

распространение не только как танцевальный и концертный жанр, но и как важная составная часть музыки оперы, балета, симфонии и даже камерных — сольных и ансамблевых произведений.

Вариации — музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы, в ходе которой первоначальный образ развивается и обогащается; не теряя своих существенных черт.

Виртуоз — музыкант-исполнитель, в совершенстве владеющий своим инструментом или голосом, легко, с блеском преодолевающий любые технические трудности. Виртуозность — мастерство и техническое совершенство музыкального исполнения. Виртуозная музыка — музыка, изобилующая техническими трудностями, требующая блестящего, эффектного исполнения.

Водевиль — веселая театральная пьеса, обычно комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера.

Вокализ — музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение. Иногда В. имеет художественное значение.

Вокальная музыка — музыка для пения — сольного, ансамблевого или хорового с аккомпанементом или без него.

Вступление — начальный раздел, непосредственно вводящий в какую-либо вокальную или инструментальную пьесу, картину или акт музыкально-театрального представления.

Гавот — старинный французский танец народного происхождения; впоследствии, с XVII в., вошел в придворный обиход. ВXVIII в. занял место в танцевальной сюите. Музыка Г. энергичная, умеренно быстрого движения.

Гармония — 1. Одно из выразительных средств музыкального искусства, связанное с аккордовыми сочетаниями тонов и порядком их следования во время сопровождения основной мелодии. 2. Наука об аккордах, их движении и связях. 3. Название отдельных аккордовых звукосочетаний при характеристике их выразительности («жесткая Г.», «светлая Г.* и т. д.). 4. Общее обозначение круга аккордовых средств, характерных для того или иного произведения, композитора, музыкального стиля .

Гимн — торжественное хвалебное песнопение.

Гротеск — художественный прием, связанный с нарочитым преувеличением или искажением реальных черт образа, которое придает ему причудливый, фантастичный, часто карикатурно-юмористический, иногда устрашающий характер.

Гусли — старинный русский народный инструмент, представляющий собой полый плоский ящик, на котором натянуты металлические струны. Игрой на гуслях обычно сопровождалось исполнение былин. Исполнитель на Г. — гусляр.

Декламация — художественное чтение стихов или прозы в эмоциональной, приподнятой манере. Д. музыкальная — точное воспроизведение в речитативе характерных интонаций — повышений, понижений, акцентов и т. д. — выразительной человеческой речи.

Деревянные духовые инструменты — общее название группы инструментов, в которую входят флейта (с разновидностями флейта-пикколо и альтовая флейта), гобой (с разновидностью альтовый гобой, или английский рожок), кларнет (с разновидностями кларнет-пикколо и бас-кларнет), фагот (с разновидностью контрафагот). Д. д. и. используются также в духовых оркестрах, различных камерных ансамблях и как солирующие инструменты. В оркестровой партитуре группа Д. д. и. занимает верхние строчки, размещаясь в указанном выше порядке.

Децимет — оперный или камерный ансамбль из десяти участников.

Диалог — сцена-беседа двух действующих лиц оперы; перекличка чередующихся кратких музыкальных фраз, как бы отвечающих друг другу.

Дивертисмент — музыкальное произведение, построенное наподобие сюиты, состоящее из нескольких разнохарактерных, преимущественно танцевальных, номеров. Д. называется также отдельная инструментальная пьеса развлекательного характера.

Динамика — 1. Сила, громкость звучания. 2. Обозначение степени напряженности, действенной устремленности музыкального повествования («Д. развития»).

Драматургия — литература, предполагающая сценическое воплощение; наука о законах построения драматической пьесы. В XX в. термин Д. стал применяться также к музыкально-театральному искусству, а затем и к крупным инструментально-симфоническим произведениям, не связанным со сценой. Д. музыкальная — совокупность принципов построения и развития музыки оперы, балета, симфонии и т. д. с целью наиболее логичного, последовательного и действенного воплощения избранного сюжета, идейного замысла.

Дума, думка — повествовательная украинская народная песня свободного речитативно-импровизационного склада с инструментальным сопровождением. Обычно Д. посвящена рассказу об исторических событиях, но иногда приобретает черты задушевной, печальной песни сугубо лирического содержания.

Духовой оркестр — оркестр, состоящий из медных и деревянных духовых и ударных инструментов. Д. о. отличается мощной, яркой звучностью.

Духовые инструменты — инструменты, различные по форме, величине и материалу, представляющие собой трубку или набор трубок, которые звучат благодаря колебаниям заключенного в них столба воздуха. По материалу и способу зву-коизвлечения Д. и. разделяются на медные и деревянные. К числу Д. и. принадлежит также орган.

Дуэт — оперный или камерный ансамбль из двух участников.

Дуэттино — маленький дуэт.

Жанр — 1. Вид музыкального произведения, определяемый по различным признакам: по характеру тематики (напр., Ж. эпический, комический), природе сюжета (напр., Ж. исторический, мифологический), составу исполнителей (напр., Ж. оперный, балетный, симфонический, вокальный, инструментальный), обстоятельствам исполнения (напр., Ж. концертный, камерный, бытовой), особенностям формы (напр., Ж. романса, песни, инструментальной или оркестровой миниатюры) и т. д. 2. Жанровый (в музыке) — связанный с характерными чертами народных бытовых музыкальных жанров. 3. Жанровая сцена — бытовая сцена.

Запев — начало хоровой песни, исполняемое одним певцом — запевалой.

Зннгшпиль — род комической оперы, сочетавшей разговорные диалоги с пением и танцами; наибольшее развитие получил в Германии и Австрии во 2-й половине XVIII и нач. XIX века.

Импровизация — творчество в процессе исполнения, без предварительной подготовки, по вдохновению; также характеристика определенного рода музыкальных произведений или их отдельных эпизодов, отличающихся прихотливой свободой изложения.

Инструментовка — то же, что оркестровка.

Интермедия — 1. Небольшая музыкальная пьеса, исполняемая в перерывах и^каза крупного произведения. 2. Вставной эпизод или сцена в крупном театральном произведении, приостанавливающий развитие действия и не имеющий к нему непосредственного отношения. 3. Связующий эпизод между двумя проведениями темы в фуге, проходящий эпизод в инструментальной пьесе.

Интермеццо — пьеса, связывающая более важные по значению разделы; также название отдельных, преимущественно инструментальных, пьес различного характера и содержания.

Интродукция — 1. Небольших размеров оперная увертюра, непосредственно вводящая з действие. 2. Начальный раздел какой-либо пьесы, обладающий своим темпом и характером музыки.

Кабалетта — небольшая оперная ария, часто героически-приподнятого характера.

Каватина — разновидность оперной арии, отличающаяся более свободным построением, лирической напевностью, отсутствием темповых контрастов.

Камерная музыка — музыка для солирующих инструментов или голосов, небольшие ансамбли, предназначенные для исполнения в небольших концертных залах.

Канон — род многоголосной музыки, основанный на поочередном вступлении голосов с одной и той же мелодией.

Кант — в русской, украинской и польской музыке XVII-XVIII вв. лирические песни для трехголосного хора без сопровождения. В эпоху Петра I распространились приветственные К. бодрого маршеобразного характера, исполнявшиеся по случаю официальных торжеств.

Кантата — большое произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из ряда номеров — арий, речитп тивов, ансамблей, хоров. От оратории К. отличается отсутстви ем детально и последовательно воплощенного сюжета.

Кантилена — широкая певучая мелодия.

Канцона — старинное название итальянской лирической песни с инструментальным сопровождением; впоследствии — название инструментальных пьес певучего лирического ха рактера.

Канцонетта — маленькая канцона, напевная вокальная или инструментальная пьеса небольшого размера.

Картина — 1. В музыкально-театральном произведении часть акта, отделяемая не антрактом, а кратковременной паузой, во время которой занавес ненадолго опускается. 2. Обо значение инструментально-симфонических произведений, для которых характерна особая конкретность, наглядность музыкальных образов; иногда такие произведения принадле жат к жанру программной музыки.

Квартет— оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль из четырех участников.

Квинтет — оперно-вокальный или инструментальпый ансамбль из пяти участников.

Клавир — переработка, переложение для фортепиано произ ведения, написанного для оркестра или ансамбля, а также one ры, кантаты или оратории (с сохранением вокальных партий).

Кода — заключительный раздел музыкального произве дения, обычно энергичного, стремительного характера, утвер ждающий его основную идею, господствующий образ.

Колоратура — расцвечивание, варьирование вокальной мелодии разнообразными гибкими, подвижными пассажами, виртуозными украшениями.

Колорит в музыке — преобладающая эмоциональная окрас ка того или иного эпизода, достигаемая использованием раз личных регистров, тембров, гармонических и иных вырази тельных средств.

Колядка — общее название славянских народных обрядо вых песен языческого происхождения, связанных с праздно ванием Рождества (канун Нового года).

Композитор — автор музыкального произведения.

Композиция — 1. Музыкальное творчество, процесс создано м музыкального произведения. 2. Внутреннее строение музы-•«и 'ii.iioro произведения, то же, что музыкальная форма. 3. От-к |.ное музыкальное произведение.

Контральто — самый низкий женский голос, то же, что в «про альт.

Контрапункт — 1. Одновременное сочетание двух или не-• ьольких мелодически самостоятельных голосов. 2. Наука о •окопах сочетания одновременно звучащих мелодий, то же, ч го полифония.

Контраст — яркое выразительное средство музыки, заключающееся в сближении и непосредственном противопоставлении несхожих, резко различающихся по характеру музыкальных мшзодов. Музыкальный образно-эмоциональный К. осуществит тся при помощи темповых, динамических, тональных, регистровых, тембральных и иных противопоставлений.

Концерт — 1. Публичное исполнение музыкальных про-1мнрдений. 2. Большое, обычно трехчастное, произведение чмл солирующего инструмента с оркестром, блестящее, эффектное, обладающее развитыми элементами виртуозности, и некоторых случаях приближающееся по богатству и значи-I -мп.пости идейно-художественного содержания к симфонии.

Кульминация — момент высшего напряжения в музыки льно я развитии.

Куплет — повторяемая часть песни.

Купюра — сокращение музыкального произведения посредством изъятия, пропуска какого-либо эпизода, в опере — сцены, картины или акта.

Лезгинка — танец, распространенный у народов Кавказа;

 стремительный.

Лейтмотив — музыкальная мысль, мелодия, связанная в one-lie с определенным персонажем, воспоминанием, переживанием, пилением или отвлеченным понятием, возникающая в музыке при его появлении или упоминании в ходе сценического действия.

Лендлер — немецкий и австрийский танец народного пропс хождения, предшественник вальса, живого, но не быстрого движения.

Либретто — полный литературный текст оперы, оперет ты; словесное изложение содержания балета. Автор Л. — либреттист.

Мадригал — европейская многоголосная светская песня XVI в. изысканного характера, обычно любовного содержания.

Мазурка — польский танец народного происхождении оживленного характера, обладающий острым, иногда синко-пированным ритмом.

Марш — жанр, связанный с ритмом ходьбы, характеризуемый четким, размеренным, энергичным движением. М. бывает походный, торжественный, траурный.

Медные духовые инструменты — духовые инструменты, изготовляемые из меди и других металлов, образующие особую группу в симфоническом оркестре, в которую входят валторны, трубы (иногда частично заменяются корнетами), тромбоны и туба. М. д. и. являются основой духового оркестра. В симфонической партитуре группа М. д. и. пишется под группой деревянных духовых инструментов, размещаясь в указанном выше порядке.

Мейстерзингеры — в средневековой Германии (XTV-XVII вв.) цеховые музыканты.

Мелодекламация — выразительное чтение (чаще всего стихов), сопровождаемое музыкой.

Мелодия — основная мысль музыкального произведения, выраженная одноголосным напевом, важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодрама — 1. Часть драматического произведения, сопровождаемая музыкой. 2. Порицательная характеристика произведений или эпизодов, отличающихся преувеличенной чувствительностью, сентиментальностью, дурным вкусом.

Менуэт — старинный французский танец, первоначально народного происхождения, в XVII в.— придворный танец, в конце XVIO в. введен в симфонический цикл. М. отличается плавностью и грациозностью движений.

Месса — крупное многочастное произведение для хора с инструментальным сопровождением, иногда с участием пев-цов-солистов, написанное на религиозный латинский текст. М. — то же, что католическая обедня, литургия.

Меццо-сопрано — женский голос, по регистру занимающий промежуточное положение между сопрано и контраль-го. М.-с. в хоре — то же, что альт.

Миниатюра — небольшая оркестровая, вокальная или инструментальная пьеса.

Монолог в музыке — одна из наиболее действенных соль-н ых вокальных форм в опере, в которой обычно запечатлен процесс напряженного переживания или размышления, при-иодящий к какому-либо решению. М., как правило, строится из нескольких нетождественных контрастных эпизодов.

Мотив— 1. Часть мелодии, имеющая самостоятельное ныразительное значение; группа звуков мелодии, объединенная вокруг одного акцента — ударения. 2. В общераспространенном значении — напев, мелодия.

Музыкальная драма — первоначально то же, что опера. В распространенном значении — один из жанров оперы, для которого характерна ведущая роль напряженного драматиче-гкого действия, развертывающегося на сцене и определяющего собой принципы музыкального воплощения.

Музыкальная комедия — см. оперетта.

Ноктюрн — распространившееся в XIX в. название сравнительно небольших инструментальных (редко — вокальных) пьес лирически-созерцательного характера с выразительной певучей мелодией.

Номер — наименьший, относительно законченный, допускающий отдельное, самостоятельное исполнение эпизод оперы, балета или оперетты.

Нонет — сравнительно редкий вид оперного или камерного ансамбля для девяти участников.

Ода — заимствованное из литературы наименование му-ныкального произведения (чаще — вокального) торжественного хвалебного характера.

Октет — ансамбль из восьми участников.

Опера — синтетический жанр музыкального искусства, иключающий драматическое действие, пение и танцы, сопро-пождаемые оркестровой музыкой, а также живописно-декора-I ивное оформление. Оперное произведение слагается из сольных эпизодов — апий, речитативов, а также ансамблей, хоров, 

балетных сцен, самостоятельных оркестровых номеров. О. делится на акты и картины. Как самостоятельный жанр О. распространилась в Европе в XVII в., в России — с середины XVIII в. Дальнейшее развитие привело к образованию различных национальных стилей и идейно-художественных типов оперного искусства. В итоге многообразного исторического развития О. стала наиболее демократичным жанром среди сложных монументальных жанров музыкального искусства.

Опера большая французская (фр. grand opera) — разновидность, получившая распространение в середине XIX в., для которой характерно воплощение исторических тем в монументальном, красочном, богатом действенными моментами спектакле.

Опера-буффа — итальянская комическая опера, возникшая в первой половине XVIII в. О.-б. основывалась на бытовых сюжетах, нередко приобретавших сатирическую окраску. Развившаяся из итальянской народной "комедии масок" (comedia del arte), О.-б. отразила прогрессивные демократические тенденции конца XVIII и первой половины XIX в.

Опера комическая — общее видовое название оперного жанра, возникшего в Европе с середины XVIII в. под влиянием демократических идей в противовес придворно-аристократическому искусству. О. к. в различных странах носила различные наименования: в Италии — опера-буффа, в Германии и Австрии — зингшпиль, в Испании — тонадилья, в Англии — опера нищих, или балладная, песенная опера. О. к. — общепринятое название собственно французской разновидности этого жанра, для которой характерно включение в действие разговорных диалогов.

Опера лирико-драматическая — разновидность, развившаяся в оперном искусстве второй половины XIX в. Для О. л.-д. характерно выдвижение на передний план драматичных, нередко трагических личных судеб и человеческих взаимоотношений, показанных на реалистически правдивом жизненном фоне, углубленное внимание композитора к душевной жизни героев, их чувствам, психологическим противоречиям и конфликтам.

Опера лирическая французская — собственное наименование французской лирико-драматической оперы.

«Опера нищих» (англ, beggars opera) — английская разновидность комической оперы, в которой широко использовались народные пес ни-баллады.

Опера-сериа («серьезная опера», в отличие от комической) — итальянская опера XVIII в., связанная с придворноаристократической средой. Основывавшаяся, как правило, на мифологических и историко-легендарных сюжетах, О.-с. отличалась пышностью постановки, виртуозным блеском вокальных партий, но в своем развитии была скована условностью сюжетов, ситуаций и персонажей.

Опера эпическая — разновидность классической оперы, преимущественное развитие получившая в России. Ей характерно использование сюжетов из народного эпоса — сказаний, легенд и образцов народного песенного творчества. Сценическое действие и музыка О. э. выдерживаются в духе величественного, неторопливого повествования. К жанру О. э. примыкает также опера-сказка.

Оперетта — театральное представление, сочетающее пение и танцы в сопровождении оркестра с разговорными сценами, ведущее свое происхождение от комической оперы XVIII в. Европейской О. XIX в. свойственно обилие комедийных положений сатирического либо развлекательного характера. О.также именуется "музыкальной комедией".

Оратория — крупный вокально-симфонический жанр музыкального искусства, произведения которого предназначены для исполнения хором, солистами-певцами и оркестром. В основе О. лежит определенный сюжет, обобщенно повествующий об исторических или легендарных событиях народной жизни, обычно обладающий возвышенной, героической окраской. Сюжет О. воплощается в ряде завершенных сольных, хоровых и оркестровых номеров, иногда разделяемых речитативами.

Орган — самый крупный из современных музыкальных инструментов, существовавший и совершенствовавшийся на протяжении многих веков. О. представляет собой систему труб, звучащих благодаря вдуванию в них струи воздуха, производимому механическим способом. Наличие труб различных размеров и формы позволяет извлекать звуки различной высоты и тембра. Управление О. осуществляется при помощи 

клавиатур, ручных (мануалы, доходящие числом до трех) и ножной (педаль), а также многочисленных переключателей регистров. По мощи и красочному богатству звучания О. соперничает с симфоническим оркестром.

Оркестр — коллектив музы кантов-исполнителей, предназначенный для совместного исполнения музыкальных произведений. В отличие от ансамбля, некоторые партии в О. исполняются одновременно несколькими музыкантами наподобие одноголосного хора. По составу инструментов О. разделяются на симфонические, духовые, народных инструментов, эстрадные, джазовые и т. д. Оперный О., так же, как симфонический, состоит из четырех основных групп инструментов — групп деревянных духовых, медных духовых, ударных, струнных смычковых, а также включает некоторые единичные инструменты, не входящие ни в одну из групп (арфа, изредка фортепиано, гитара и др.).

Оркестровка — создание оркестровой партитуры, воплощение музыкальной мысли средствами оркестровой выразительности. О. — то же, что инструментовка.

Пародия — подражание с целью искажения, осмеяния.

Партитура — нотная запись ансамблевой, оркестровой, оперной, ораториально-кантатной и пр. музыки, требующей многих исполнителей. Число строк 77. определяется количеством входящих в нее партий — инструментальных, сольновокальных и хоровых, которые располагаются в определенном порядке.

Партия — часть музыки ансамбля, оперы ит.д., исполняемая одним или группой музыкантов или певцов.

Пастораль — музыка, музыкальная пьеса или театральная сцена, выраженная в нежных, лирически мягких созерцательных тонах, рисующая картины спокойной природы и идеализированной безмятежной сельской жизни.

Песня — основной вокальный жанр народного музыкального творчества и родственный ему по характеру жанр вокальной музыки вообще. Для 77. характерно наличие мелодии, обладающей обобщенным образно-эмоциональным содержанием.

Народная 77., отражающая в неисчислимом многообразии разновидностей и жанров самые различные стороны жизни народа, — основной источник музыкального искусства. В развитии 

народной П. и высокохудожественном преломлении ее национальных особенностей наибольшая заслуга принадлежит русским композиторам-классикам. В их произведениях П. широко представлена как бытовой жанр, одновременно песенность, песенное начало явилось для них ведущим художественным приемом.

В узком смысле П. — небольшая вокальная пьеса с сопровождением или без него, отличающаяся простотой и мелодически выразительной напевностью, обычно в куплетной форме, а также инструментальная пьеса аналогичного размера и характера.

Подголосок — более или менее самостоятельная мелодия, сопровождающая в многоголосной музыке основной напев. Наличие развитых П. — характерная особенность русской народной хоровой музыки.

Полифония — 1. Одновременное сочетание двух или нескольких независимых мелодий, обладающих самостоятельным выразительным значением. 2. Наука о музыке полифонического склада. То же, что контрапункт.

Прелюдия, прелюд — 1. Вступление, введение к пьесе или завершенному музыкальному эпизоду, сцене оперы, балета и т. д. 2. Распространенное наименование небольших инструментальных пьес различного содержания, характера и построения.

Премьера — первое представление оперы, балета, оперетты на театральной сцене; первое публичное исполнение музыкального произведения (применяется только к крупным произведениям).

Припев — часть песни, часто вместе с одним и тем же словесным текстом, повторяющаяся после каждого ее куплета.

Причет, причитания — песня-плач, один из распространенных в России жанров народной песни; имеет обычно характер скорбно-взволнованного речитатива.

Пролог — вступительная часть в драме, романе, опере и т. д., вводящая в повествование; иногда П. знакомит с событиями, предшествовавшими изображаемым в основной части.

Развитие музыкальное — движение музыкальных образов, их изменения, столкновения, взаимопереходы, отражающие процессы, которые протекают в душевной жизни человека или героя музыкально-театрального представления, а также в окружающей реальной действительности. Р. м. —

важный фактор музыкальной драматургии, направляющий внимание слушателя на наиболее существенные части повествования. Р. м. осуществляется с помощью разнообразных композиционных и выразительных приемов; в нем участвуют все средства музыкальной выразительности.

Реквием — монументальное произведение для хора, соли-стов-певцов и оркестра. Первоначально Р. — траурная католическая месса. Впоследствии, в творчестве Моцарта, Берлиоза, Верди Р. утратил ритуально-религиозный характер, превратившись в драматичный, философски значительный музыкальный жанр, одушевленный глубокими общечеловеческими чувствами и большими мыслями.

Речитатив — омузыкаленная речь, наиболее гибкая форма сольного пения в опере, отличающаяся большим ритмическим разнообразием и свободой построения. Обычно Р. вводит в арию, подчеркивая ее певучую мелодичность. Часто в Р. воспроизводятся характерные интонации живой человеческой речи, благодаря чему он оказывается незаменимым средством в создании музыкального портрета действующего лица. Основные разновидности Р. — P.-secco («сухой*, сопровождаемый редкими отрывистыми аккордами оркестра или чембало), P.-accompagnato ( « аккомпанируемый*, звучащий на фоне связного аккордового сопровождения) и Р.-obligatoобязательный*, что указывает на необходимость наличия в оркестровом сопровождении самостоятельной мелодической мысли).

Ригодон — старинный провансальский (Франция) танец XV1I-XVIII вв., живого, бодрого движения.

Ритм — организация музыкального движения во времени, периодическое чередование и соотношение сильных и слабых долей. Периодически повторяющаяся группа сильных и слабых долей называется тактом. Число долей в такте называется тактовым размером. Р. — важное выразительное средство, музыкального искусства, достигающее особого богатства и разнообразия в танцевальной музыке, связанной с пластикой движения человеческого тела.

Романс — сольная лирическая песня с инструментальным сопровождением, характеризуемая интимным строем чувств,' индивидуализированным содержанием, особой тонкостью и 

выразительным разнообразием аккомпанемента. Вокальная мелодия Р. нередко включает элементы речитатива.

Рондо — форма построения музыкальной пьесы, состоящая из нескольких (не менее трех) контрастных эпизодов разделяемых периодически возвращающимся первым эпизодом (рефреном).

Сарабанда — старинный испанский танец в характере медленного величественного шествия. Жанр С. часто использовался для создания образов глубокого скорбного раздумья, траурного шествия.

Сегидилья — быстрый испанский танец, сопровождаемый прихотливым ритмом кастаньет.

Секстет — оперно-вокальный или инструментальный ансамбль из шести участников.

Серенада — первоначально в Испании и Италии любовная песня, распеваемая под аккомпанемент гитары или мандолины подокном возлюбленной. Затем — произведения приветственного характера для инструментальных ансамблей и оркестра. Впоследствии С. — название лирических сольных песен с инструментальным сопровождением, стилизованным в духе гитарного аккомпанемента, а также наименование лирического инструментального или оркестрового цикла.

Симфония — монументальное произведение для оркестра, жанр которого сложился во 2-й половине XVTQ в. С., как правило, состоит из четырех больших разнохарактерных, контрастных частей, в которых отражается широкий крут жизненных явлений, воплощается богатство настроений и конфликтов. Первая часть С. обычно имеет конфликтно-драматический характер и выдержана в быстром темпе; иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая — лирическая распевная, проникнутая настроениями раздумья. Третья — менуэт, скерцо или вальс — в оживленном танцевальном движении. Четвертая — финал, наиболее быстрая, часто праздничного, приподнятого характера. Однако встречаются и иные принципы построения. Совокупность частей, объединенных общей поэтической идеей, образует симфонический цикл.

Скерцо — небольшое инструментальное или оркестровое произведение живого, задорного характера, обладающее острым, четким ритмом, иногда приобретающее драматическую окраску. С начала XIX в. С. вошло в симфонический цикл, заняв в нем место менуэта.

Скоморохи — носители русского народного искусства в XI-XVII вв., бродячие актеры, музыканты и плясуны.

Соло — самостоятельное выступление одного исполнителя с целой пьесой или в отдельном ее эпизоде, если пьеса написана для ансамбля или оркестра. Исполнитель С. — солист.

Соната — 1. В XVII в. — название любого инструментального произведения, в отличие от вокального. 2. С XVIII в. — название произведения для одного или двух инструментов, состоящего из трех или четырех частей определенного характера, которые образуют сонатный цикл, в общих чертах аналогичный симфоническому.

Сонатное аллегро — форма, в которой пишутся первые части сонаты и симфонии, выдержанные в быстром (allegro) темпе.

Форма С. а. складывается из трех больших разделов: экспозиции, разработки и репризы. Экспозиция — изложение двух центральных, контрастирующих друг другу музыкальных образов, создаваемых в главной и побочной партиях. Разработка — развитие тем главной и побочной партий, столкновение и борьба их образов. Реприза — повторение экспозиции с новым соотношением образов главной и побочной партий, достигнутым в результате их борьбы в разработке. Форма С. а. наиболее действенна, динамична, она создает широкие возможности для реалистического отображения явлений действительности и душевной жизни человека в их внутренней противоречивости и непрекращающем-ся развитии. Форма С. а. сложилась к середине XVIII в. и вскоре получила широкое распространение не только в первых частях симфоний, сонат, квартетов, инструментальных концертов, но и в одночастных симфонических поэмах, концертных и оперных увертюрах, а в отдельных случаях — ив развернутых оперных ариях (жанр., ария Руслана в опере Глинки " Руслан и Людмила " ).

Сопрано — самый высокий женский голос. С. подразделяется на колоратурное, лирическое и драматическое.

Стиль — совокупность признаков, характеризующих творчество композиторов определенной страны, исторического периода, отдельного композитора.

Струнные инструменты — инструменты, в которых звук возникает в результате вибрации (колебания) натянутых струн. По способу звукоизвлечения С. и. делятся на смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас), клавишные (фортепиано и его предшественники) и щипковые (арфа, мандолина, гитара, балалайка и др.).

Сцена — 1. Театральные подмостки, на которых происходит представление. 2. Часть театрального представления, отдельный эпизод акта или картины.

Сценарий — более или менее подробное изложение хода действия, развертывающегося на сцене в опере, балете и оперетте, схематический пересказ их сюжета. На основе С. создается либретто оперы.

Сюита — название многочастного циклического произведения, в котором части сопоставляются по принципу контраста и обладают менее тесной внутренней идейно-художествен-ной связью, нежели в симфоническом цикле. Обычно С. представляет собой ряд танцев или описательно-иллюстративных пьес программного характера, а иногда — извлечение из крупного музыкально-драматического произведения (оперы, балета, оперетты, кинофильма).

Тарантелла — очень быстрый, темпераментный итальянский народный танец.

Тема музыкальная — основная, подлежащая развитию музыкальная мысль, выраженная в сравнительно небольшой завершенной, рельефной, ярко выразительной и запоминающейся мелодии.

Тембр — специфическое качество, характерная окраска звука голоса или инструмента.

Темп — скорость исполнения и характер движения в му зыкальном произведении. Т. обозначается словами: очень мед ленно — ларго (largo), медленно — адажио (adagio), спокойно, плавно — анданте (andante), умеренно быстро — модерато (moderato), быстро — аллегро (allegro), очень быстро — престо (presto). Иногда Т. определяется ссылкой на общеизвестный характер движения: «в темпе вальса», «в темпе марша*. С середины XIX в. Т. обозначается также по метроному, где цифра соответствует числу указанных длительностей в минуту. Сло-

весное обозначение Т. часто служит названием пьесы или отдельных ее частей, не имеющих заглавия (напр., названия частей в сонатном цикле — allegro, andante и т. д., балетные adagio и др.).

Тенор — высокий мужской голос. Т. подразделяется на лирический и драматический.

Терцет — оперно-вокальный ансамбль из трех участников. Другое наименование Т% — трио, используется также для обозначения инструментальных ансамблей с тем же числом исполнителей.

Трио — 1. В вокальной музыке то же, что терцет. 2. Инструментальный ансамбль трех исполнителей. 3. Средний раздел в марше, вальсе, менуэте, скерцо более плавного и певучего характера. Это значение термина возникло в старинной инструментальной музыке, в произведениях которой средний раздел исполнялся тремя инструментами.

Трубадуры, труверы — рыцари-поэты и певцы в средневековой Франции.

Увертюра — 1. Оркестровая пьеса, исполняемая перед началом оперы или балета, обычно основанная на темах произведения, которому она предшествует, и сжато воплощающая его главную идею. 2. Название самостоятельного одночастного оркестрового произведения, часто относящегося к программной музыке.

Ударные инструменты — музыкальные инструменты, из которых звук извлекается посредством удара. У. и. бывают: 1) с определенной высотой звука — литавры, колокола и колокольчики, челеста, ксилофон и 2) со звуком неопределенной высоты — тамтам, большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты, и т. д.

Фактура — строение звуковой ткани музыкального произведения, включающей мелодию, сопровождающие ее подголоски или полифонические голоса, аккомпанемент и т. д.

Фанданго — испанский народный танец умеренного движения, сопровождаемый игрой на кастаньетах.

Фантазия — виртуозное произведение свободной формы. 1. В XVII в. импровизационного характера вступление к фуге или сонате. 2. Виртуозное сочинение на темы какой-либо оперы, то же, что транскрипция (лат. transcriptio — переписывание),

или парафраза (от греч. paraphrasis — описание, пересказ, перефразировка). 3. Инструментальное произведение, отличающееся причудливым, фантастическим характером музыки.

Фанфара — трубный сигнал, обычно праздничного торжественного характера.

Финал — заключительная часть многочастного произведения, оперы или балета.

Фольклор — совокупность произведений устного литературного и музыкального народного творчества.

Форма музыкальная — 1. Средства воплощения идейно-образного содержания, включающие мелодию, гармонию, полифонию, ритм, динамику, тембр, фактуру, а также композиционные принципы построения или Ф.м. в узком значении. 2. Ф. ли в узком значении — исторически сложившиеся и развившиеся закономерности строения музыкальных произведений, схемы расположения и взаимоотношения частей и разделов, определяющие общие контуры музыкального произведения. Наиболее распространенными являются Ф. м. трехчастная, куплетная, вариационная, рондо, сонатная, а также Ф. м. построения сюитного, сонатного и симфонического циклов.

Фортепиано — общее название клавишного струнного инструмента (рояль, пианино), позволяющего, в отличие от его предшественников — клавесина, чембало, клавикорда, получать звуки различной силы. Широта звукового диапазона и динамики, выразительность и красочное разнообразие звучания, большие виртуозно-технические возможности сделали Ф. преимущественно сольным и концертирующим.

Фрагмент — отрывок чего-либо.

Фраза — в музыке, краткий относительно завершенный отрывок, часть мелодии, обрамленная паузами (цезурами).

Фуга — одночастное произведение, представляющее собой полифоническое изложение и последующее развитие одной мелодии, темы.

Фугато — полифонический эпизод в инструментальной или вокальной пьесе, построенный наподобие фуги, но не законченный и переходящий в музыку обычного, не полифонического склада.

Фугетта — фуга небольших размеров, с сокращенным разделом развития.

Фуриант — стремительный темпераментный чешский народный танец.

Хабанера — испанская народная песня-танец, отличающаяся сдержанным четким ритмом.

Хор — 1. Крупный певческий коллектив, состоящий из нескольких групп, каждая из которых исполняет свою партию. 2. Сочинения для хора, самостоятельные или входящие в оперное произведение, в котором они являются одной из важнейших форм, часто используемых при создании массовых народных сцен.

Хорал — 1. Церковное хоровое пение на религиозный текст, распространенное в средние века. 2. Хоровое или иное произведение или эпизод, основанные на равномерном неторопливом движении аккордами, отличающиеся возвышенносозерцательным характером.

Хота — испанский народный танец темпераментного живого движения, сопровождаемый песней.

Цикл музыкальный — совокупность частей многочастного произведения, следующих друг за другом в определенном порядке. В основе Ц. лежит принцип контраста. Главные разновидности — сонатно-симфонический Ц., сюитный Ц. К числу циклических принадлежат также формы мессы и реквиема.

Чембало — итальянское название клавесина, предшественника современного фортепиано. В XVII-XVIII вв. Ч. входило в состав оперного или ораториального оркестра, сопровождая исполнение речитативов. -

Экосез — шотландский народный танец быстрого движения.

Экспрессия в музыке — повышенная выразительность.

Элегия — пьеса печального, задумчивого характера.

Эпиграф — заимствованное из литературы фигуральное название начальной музыкальной фразы, темы или отрывка, определяющего собой преобладающий характер, ведущую мысль всего произведения.

Эпизод — небольшая часть музыкально-театрального действия; иногда введенный в музыкальное произведение раздел, имеющий характер отступления.

Эпилог — заключительная часть произведения, подводящая итог событиям, иногда рассказывающая о событиях, происшедших спустя некоторое время.



Рейтинг@Mail.ru